В наши дни интернет переполнен спорами на тему военного потенциала и военной мощи современной России. При этом в пример часто указывают СССР. Подобное сравнение, конечно, не совсем корректно, но пользователи указывают на расформированные и сегодня разрушенные воинские части, в которые были вложены громадные денежные суммы и человеческий потенциал. Именно здесь ковалась мощь СССР. Одна из таких мест ― воинская часть с аэродромом под селом Лебяжье Камышинского района.
Работы здесь стартовали в 1955 году, когда Камышинскому военно-морскому авиационному училищу (16 КВМАУ) потребовалась база для практики. Курсанты обучались по минно-торпедному профилю на самолетах Ил-28. Само училище располагалось в Камышине, но аэродром было решено вынести за 16 километров от города ― под Лебяжье.
Первоначальная взлётно-посадочная полоса была 80-метровой ширины. Но более поздним моделям авиационной техники подобная не требовалась, поэтому в 1980-х года она была подвергнута капитальному ремонту и заужена до 44 метров.
В 1957 году 16 КВМАУ было расформировано. Авиационная база была передан Качинскому высшему военному авиационному училищу летчиков, дислоцированному в Волгограде. Здесь проходили обучение на МиГ-21 курсанты 3-4 курсов.
В 1991 года при выводе войск из стран Восточной Европы, в Лебяжье из Венгрии (Кунмадараш) на был передислоцирован 1 гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Попутно он был переименован в 1 гвардейский инструкторский авиационный полк. То есть по сути стал учебным. Его авиационная база состояла из: МиГ-23УБ, МиГ-27М и Миг27Д. Задачей нового подразделения стало переобучение выпускников летных вузов на МиГ-27.
Впоследствии полк несколько раз переименовывали и, в конце концов, расформировали. Самолёты можно увидеть в музее авиационной техники под открытым небом в Камышине, а также в частных музеях в разных уголках страны.
Лебяжка ладно. Качу саму не сохранили. Вот беда. Понятно что в СССР было перебор с военными училищами, частями и их полигонами. Но сокращение было совершенно непродуманным. По типу рубим навсегда. И теперь не восстановить.