На прошлой неделе Первый канал российского телевидения завершил показ 10-серийного телевизионного фильма «Шулер» по сценарию молодого режиссера Парри Эдуарда Ивановича (1976 г. р.), родом из г. Мыски Кемеровской области, предварительно снабдив его работу широкомасштабной рекламной акцией. Есть уже и первые отклики о фильме, впрочем, не особенно блещущие разнообразием мнений.
Фильм, изначально заявленный в жанре криминальной драмы, оказался удивительно удобоваримым для зрительского восприятия, более чем пресыщенного беспредельной жестокостью современных боевиков. Режиссерская попытка смягчить мрачные тона криминального имиджа в итоге вылилась в довольно милую и местами лубочную до нелепости картинку, фоном которой совсем неслучайно был избран колоритный город Одесса эпохи конца 70-х прошлого века. Роль главного героя – обаятельного карточного шулера Костика - досталась молодому актеру Антону Феоктистову (1982 г. р.), выпускнику школы-студии МХАТ, успевшему заработать высокий актерский рейтинг в самых именитых столичных театрах.
Признаюсь честно, смотрела не все серии. Но с определенного момента увлеклась просмотром этой картины...
Что же меня заставило дождаться финальных кадров? Прежде всего, желание докопаться до авторской идеи, также как и довольно удачный актерский ансамбль, осмысленная красота лиц главных героев, которым пока еще присущ романтизм, увы, ставший атавизмом в нынешние времена. Все это, как и подчеркнуто, – специфичный диалект и образы коренных одесситов, и погружение в реалии, канувшей в небытие советской эпохи «(когда мы были молодые и розы красные росли!»), успело доставить некое удовольствие в виде ностальгических воспоминаний и ощущений. Вот, в сущности, и весь перечень плюсов картины в моем видении.
Каков образ главного героя? К чему призывает фильм? Однозначного ответа нет. Костик - в своем роде, преображенная версия авантюриста с криминальной генеалогией и весьма размытой моралью, ассоциирующегося у меня с незабвенным великим комбинатором, но более довлеющего к образу Саши Белого из нашумевшей в 90-е криминальной саги «Бригада», главную роль в которой сыграл Сергей Безруков. Скорей всего, симпатичный бандит Саша Белый, накрепко запечатленный в памяти относительно молодого режиссера, невольно проявил отдельные черты в образе Костика, способного на некое благородство и высокие чувства.
Неужели только таким может быть нынешний герой, призванный вызвать симпатию и сочувствие зрителя? Сравнение Костика с легендарным Робин Гудом (благородным разбойником) едва ли возможно, здесь совсем иная мотивация. Герой в некоторых ситуациях с удивительной, по-детски безмятежной легкостью нарушающий закон, весело подмигивает воодушевленному его «подвигами» зрителю. Ловкость рук, гибкость мышления, немножко фантазии, юмора и… дело - в шляпе, как говорится.
Счастливый финал картины и вовсе вышибает умилительную слезу, поскольку семья наконец-то воссоединяется (и право, неважно, что шутнику-Костику для этого пришлось совершить дерзкое ограбление!). Ведь у него, конечно же, не было иного выхода. Зритель, покупающийся на эту сказочку про «белого бычка», не видит никакого подвоха в таком странном несоответствии сюжета и реалий, или уже не желает видеть. Ведь как приятен, в сущности, счастливый хэппи-энд, когда все симпатичные герои живы и счастливы, а все коварные злодеи каким-то счастливым стечением обстоятельств устранены. И даже мир криминала в авторской версии одомашнен и весьма припудрен надуманной добродетелью.
«А жизнь по понятиям – не так уж и дурна, пожалуй!». Примерно такова суть вывода в финале. Да и кому нужны устаревшие моральные принципы сейчас, если даже во времена СССР самая продвинутая часть молодежи якобы относилась к моральным принципам, прямо скажем, без особого фанатизма?
Согласиться ли с автором или оспорить его позицию? Решайте сами. Только, сдается мне, отнюдь не случайна лавина всевозможных аферистов всех мастей, захлестнувшая территорию нашей страны во времена перестройки, ставшая нашей повседневностью в нынешние «счастливые» для новой России времена. Принцип: «честно жить – себя не любить», равно как и шуточное проклятие «чтоб ты жил на одну зарплату» невольно побуждают определенную часть взрослеющего населения к поиску компромисса с собственной совестью.
Но это только мое субъективное мнение. Возможно, найдутся иные? Давайте обсудим тему…