Эксперты открывшегося в Давосе Всемирного экономического форума сошлись во мнении: Россия переживает поворотный момент в своей истории. Самым неприятным выводом экспертного сообщества стала констатация факта: позитивного сценария для России в ее нынешнем виде нет.

Для нашей страны «куда ни кинь — везде клин»: одинаково плохо и падение цен на нефть, и их рост. Оба сценария станут для России кризисными. Причем, по мнению аналитиков, в первом случае это случится быстром, а во втором — развал произойдет в более долгой перспективе.  Факт: из-за сырьевого бума в России постепенно в упадок пришли другие секторы экономики. Федеральная казна оказалась полностью зависима от цен на нефть: цена, при которой балансируется бюджет, выросла с 34 до 117 долларов США за баррель.

И это в то время, когда в мире уже складывается новая ситуация на энергетическом рынке: к 2020 году американцы собираются (и могут!) потеснить Россию и Саудовскую Аравию с лидирующих мест крупнейших производителей нефти в мире. Более того, аналитики видят вероятность того, что так называемая американская «сланцевая революция» захватит и другие страны. Речь идет о Китае и Европейском сообществе. В любом случае цены на нефть снизятся.

Самым перспективным сценарием развития России был назван «региональный», то есть через развитие отдельных регионов. При этом центр предлагается «оставить на обочине». Суть проблематики в том, что регионы порядком устали от действий федеральных властей, которые далеко не всегда имеют позитивный вектор. По сути, федеральная система стагнирует, а бизнес-элита и региональные власти самостоятельно решают, как и куда им нужно двигаться дальше. По той простой причине, что регионы хотят выжить, а не погрузиться в пучину хаоса.

Отстранившись «от руки» центральной власти, регионы, по мнению экспертов, начнут реализовывать собственные программы развития промышленности, инвестиционной привлекательности и борьбы с коррупцией. Инициатором роста экономики в таком случае могут некие «региональные центры», которые будут привлекать иностранные инвестиции.

Чем чреват подобный сценарий, думается, понятно: Россия может быть разделена на регионы — процветающие и депрессивные. «Географический распад» при сохранении политического единства может предотвратить только сама федеральная власть, если «прозреет» и начнет решать глобальные проблемы всей страны, а не уровня столиц. Федеральным властям следует взять на вооружение опыт самых успешных регионов и воплотить в жизнь политику по улучшению бизнес-климата для всей страны.

В целом, эксперты сошлись во мнении: Россия страдает от низкой эффективности институтов управления. Из-за этого снижается качественный уровень в основополагающих системах жизнедеятельности государства — медицине, образовании, науки...  В стране сложно заниматься коммерческой деятельностью из-за непомерной административной нагрузки и чиновничьих «аппетитов». Но при этом штат государственных и муниципальных служащих растет как на дрожжах, растут и зарплаты в госсекторе.

Уже реализуя «региональный сценарий» некоторые регионы решили создать собственные бренды, которые могли бы служить знаком качества и надежности для иностранных инвесторов. Российские города стали новыми центрами экономики и политической власти в России, а регионы, проводящие реформы и богатые природными ресурсами, развиваются куда лучше соседей, которые не стремятся проводить реформы.

В настоящее время ведущими российскими регионами, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, аналитики называют: Татарстан, Калужскую область, Ростовскую область, Мордовию и Северную Осетию. Кроме этого, в 2012 году Всемирный банк назвал Ульяновск лучшим городом для ведения бизнеса в России.

За комментарием по вопросу мы обратились к депутату Камышинской городской думы Николаю Малыгину.

— Николай Евгеньевич, как руководитель финансовой компании Вы бывали на экономических форумах. Каковы Ваши оценки «давосских сценариев» по развитию регионов России?

«Я бы не согласился с мнением экспертов о том, что Россия переживает «поворотный момент». Скорее, это «стагнационный момент», который предполагает долгосрочный промежуток времени. Есть одна положительная новость: во всех сценариях присутствует линия на региональное развитие. Это в очередной раз показывает неспособность федеральной власти обеспечить работу вертикали управления. Это грустно, но факт.

Как будет развиваться ситуация дальше? Самый простой ответ на этот вопрос: «работающие будут работать, а воры — воровать». Кто работает, тот, вероятно, заработает, а воры при этом окончательно разворуют то, что им не принадлежит, а принадлежит народу, если им в этом не мешать.

Я очень надеюсь, что федеральная власть сможет дать ворам адекватный ответ. В этом смысле я — оптимист. Жесткость — это то, что сейчас необходимо, чтобы чиновники от медицины приобретали именно оборудования для медицины, а не клали откаты в карман; чтобы чиновники от ЖКХ строили дома и дороги, а не искали фирмы-однодневки для «понятных целей». Я надеюсь, что президент страны найдет рычаги для «закручивания гаек», чтобы пресечь чиновничий беспредел и чиновничье воровство. Говорил и говорю: это самое страшное для России. Если хотя бы с этой задачей федеральный центр справится, то у страны будут перспективы меньших бед.  Однако ситуация, например, с воровством в Министерстве обороны пока не подтверждает мои надежды.

Наш народ сложил много мудрых пословиц. Часто говорят: «Рыба гниет с головы». Но сейчас я бы привел другую: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сейчас успешность регионов зависит от них самих... Посмотрите на список успешных регионов. Я, например, не вижу принципиальной разницы между Ростовской и Волгоградской областями? Я не считаю, что мы живем в том регионе, у которого есть объективные предпосылки, чтобы получить ярлык «Банкрот». Свою задачу как депутат Камышинской городской думы я вижу в оптимизации бюджета, поиске путей экономии расходной части и увеличению доходной части. В этом смысле еще нелепее выглядят восклицания наших местных чиновников: «А хлебокомбинат не ваше дело», «А в Спецавтотранс не лезьте...» В Камышине есть, над чем работать. Как оптимист я рассчитываю на то, что новый председатель городской думы В. А. Пономарев вникнет в ситуацию, в которой оказался Камышин, и подойдет к решению вопросов не поверхностно.

Меня часто называют «оппозиционером». Я не согласен. У меня есть реалистический взгляд на происходящее, но когда такой взгляд был кому-либо вреден? По-моему, это отправная точка для того, чтобы исправить ошибки и наметить планы для развития».