Идёт съёмка. Из архива А. М. КондратенкоИсточник: «Мичуринская правда»

Мичуринец Александр Михайлович Кондратенко – кинолюбитель со стажем. На его счету – десяток короткометражных документальных фильмов о достижениях трудовых коллективов, армейской жизни, героико-патриотических сюжетов о Великой Отечественной войне.

«Всё началось с обыкновенного лотерейного билета, - начал рассказ Александр Михайлович. – Весной 1962 года отец выиграл кинокамеру. Мы посмеялись над таким непрактичным призом, не догадываясь, какие далеко идущие последствия будет иметь это событие. После того, как отец научился пользоваться аппаратом, он организовал первый в городе Камышине Волгоградской области любительский киноклуб, получивший прописку на местном хлопчатобумажном комбинате. Члены клуба снимали сюжеты о передовиках производства, достижениях предприятия, вели репортажи с праздничных шествий. Число участников творческого объединения со временем увеличилось настолько, что появились и другие аналогичные клубы».

Результаты своей деятельности камышинцы демонстрировали на областных фестивалях и нередко занимали призовые места. Интересная история связана со съёмками фильма о битве за тракторный завод. Александру Михайловичу было тогда 15 лет. Его родители соорудили на большом столе красочные декорации, поставили радиоуправляемый игрушечный танк, и отец приступил к съёмкам. «Пригодилась и наша с братом помощь, - делится подробностями рассказчик. - Мы с двух сторон из-под стола пускали дым, держа во рту по три сигареты «Беломорканал». Только он, по мнению отца, давал сходство с дымкой боя. Побочными действиями нашего спецэффекта стали головокружение, тошнота и слабость. Но на какие только жертвы не пойдёшь ради высокого искусства! Через неделю всё прошло. А вот курить после этого я больше не стал.

Не поверите, но самое трудное в кино – не создание видеоряда, а озвучка, во многом именно от неё зависит восприятие фильма в целом. Сутками напролёт подбирая музыкальные фрагменты, забываешь обо всём на свете, время словно останавливается. Перебираешь множество вариантов, и когда находишь единственно правильный, испытываешь величайший душевный подъём. В итоге наши старания увенчались победой в конкурсе, фильм занял второе место».

На кинофестивале отец и сын Кондратенко познакомились с кинорежиссёром, сценаристом, народным артистом СССР Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком. Впоследствии между ними сложились дружеские отношения, Сергей Фёдорович стал курировать любительское кинопроизводство в Волгоградской области, организовывал учебные курсы с участием таких известных артистов, как Евгений Леонов и Леонид Куравлёв, а Александру Михайловичу посоветовал учиться на режиссёра или оператора. Но молодой человек связал жизнь с электротехникой. Однако, кроме профессиональных интересов, в поле его зрения находились темы для видеосъёмки. В армии в центре объектива оказывалась жизнь современных солдат, во время путешествий по местам боевой славы – труд военных медсестёр и подвиги героев Великой Отечественной войны, среди которых был и его отец – гвардии капитан Михаил Алексеевич Кондратенко, почётный гражданин села Русского Ростовской области.

Последнюю свою работу продолжительностью восемь минут Александр Михайлович сделал во время обучения в газонефтяном техникуме. Это был научно-популярный мультфильм о транзисторах: в его основе - 800 рисунков, демонстрирующих хаотическое движение электронов. Он представлял собой дополнение к курсовой работе. Руководство техникума попросило оставить плёнку в качестве учебного пособия для студентов.

С какой только техникой не приходилось иметь дело кинолюбителям. Самой уникальной, была, пожалуй, камера «Турист». Ей не страшны ни падения, ни многочасовое пребывание в морской воде. Но её перестали производить, признав копией иностранной модели. Камера «Красногорск», наоборот, была слишком капризна в обращении: она хорошо снимала лишь в покое, но стоило слегка наклонить корпус, плёнку заедало, и процесс съёмки прекращался. Удачной разработкой кинолюбители считали механическую камеру «Киев 16С», работающую в любых условиях. В чехословацкой электромеханической «16C Elektrik» в качестве источника питания использовался аккумулятор, которого хватало на час съёмки, а когда он садился, в ход шла заводимая вручную механическая пружина. У Александра Михайловича до сих пор хранится камера «Кварц-3». Чтобы её приобрести, они всей семьёй копили деньги, собирая и сдавая бутылки, банки.

Если бы сегодня ветерану кинолюбительского дела пришлось вновь взять в руки заветный аппарат, он бы создал в первую очередь фильм патриотического содержания для молодёжи. Ему не всё равно, на каких примерах воспитывается современное юношество.