На прошедшей неделе камышане снова ходили в театр и библиотеку, посетили концерт в колледже искусств. Чтили память великих людей — М. Ю. Лермонтова, Д. И. Фонвизина, Бетховена. Культурная жизнь продолжается...

«Боюсь исчезнуть совершенно»

Поэта гениального и так рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого, разлюбить и забыть просто невозможно. «В минуту душевной невзгоды он подаст вам руку сочувствия и утешения. Охладит, когда «огонь кипит» в крови. Поможет в шуме житейской суеты расслышать и понять «стихов неведомых задумчивое пенье».

За короткую жизнь (всего 27 лет) Михаил Лермонтов написал 270 произведений. На его сюжеты и стихотворения создано более двух тысяч музыкальных пьес, романов, песен, опер и симфоний. Сам он с детства играл на многих инструментах, и впервые в печати был отмечен не как литератор, а как скрипач. Поэзией Миша занялся позже.

Музыкально-поэтическая композиция о Лермонтове в Камышинском колледже искусств была названа «Вальс Арбенина», так как драма «Маскарад» необычайно сильно отражает противоречивый характер поэта, — она нашли гениальное воплощение в музыке. Но знаменитый вальс прозвучал напоследок, а до этого мы узнали много интересного из жизни поэта, прослушали танец восточных женщин из оперы А. Рубенштейна «Демон» (ансамбль «Барокко»), романс А. Е. Варламова «Ангел» (Зульфия Бакирова) на стихи Лермонтова.

Звучало много музыки его современников, которых он знал: А.С. Грибоедова, М. Т. Высоцкого, М. К. Огиньского, М.И. Глинки. Звучали лермонтовские стихи в исполнении Светланы Калёновой и казачьи песни, которые он любил. Их лихо исполнили Ольга и Фёдор Кузнецовы.

О «Маскараде» Н. С. Матвеева рассказала подробно. Спектакли по драме, написанной юным поэтом, сопровождались в разные годы музыкой Глинки, Глазунова, а в год столетия со дня смерти Лермонтова в театре Вахтангова прозвучала гениальная интерпретация Арама Хачатуряна. Премьера состоялась 21 июня 1941 года, а на другой день началась война.

Камышане с удовольствие прослушали романс Нины (Зульфия Бакирова), фрагменты музыки к спектаклю в исполнении Елены Коноваловой (скрипка) и Елены Хворовой (фортепиано), а затем и знаменитый вальс, полный предчувствия трагической судьбы героев.

Сыграли его в две руки Ирина Крюкова и Татьяна Напиденина. Правда, мы чаще слышим этот вальс в исполнении симфонического оркестра. И громковатый звук рояля не всех удовлетворил.

Лермонтов в своих стихах часто грусти, размышлял о жизни и смерти. Повторял, что он смерти не боится, но печалится о забвении: «Боюсь исчезнуть совершенно». Прошло 200 лет со дня его рождения, но поэзия его жива в книгах, мелодиях, в памяти благодарных читателей и слушателей.

«Имей сердце, имей душу...»

Он окончил философский факультет Московского университета. Играл в любительском университетском театре, а потом в профессиональном. Переехав в Петербург, служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. В 1781 году написал остро сатирическую пьесу, о которой князь Г. А. Потёмкин произнёс историческую фразу: «Умри, Денис, лучшие не напишешь!».

Прошло уже 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина, а слава его знаменитой сатирической комедии «Недоросль» не угасла, а даже приобрела особую актуальность. Ведь не исчезли у нас деспотичные, недальновидные мамаши, ленивые сыновья, пришибленные морально отцы, изруганные слуги и подчинённые — все те, кого показал Фонвизин смешно и беспощадно.

Любительский театр библиотеки № 2, уже поставивший отрывки из произведений Достоевского, Шолохова и Гоголя, на этот раз обратился к творчеству Д. И. Фонвизина. Заведующая этой библиотекой Валентина Васильевна Аверьянова как истинный режиссёр сплотила творческий коллектив, раздобыла необходимые костюмы и реквизит в драмтеатре и Дворце культуры «Текстильщик», произнесла перед спектаклем вдохновляющую речь. И надо было видеть, как тепло, с радостью, весело воспринимала публика получившееся после долгих репетиций зрелище. А как сами исполнители были взволнованы и радовались успеху!

Три школы уже выразили желание посетить библиотеку и посмотреть спектакль. Не зря, Денис Иванович любил повторять: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Я - котёнок!

В детском репертуаре Камышинского драматического театра уже второй сезон идёт спектакль по пьесе С. Белова «Главная тайна кота Макмурра». Рассчитывать на аншлаг, конечно, уже трудно. Но беспокойная малолетняя публика с дедушками и бабушками собирается и активно участвует в сценическом действии.

Меня удивило, что взрослые не придают значение программкам. Сейчас они очень красочные, каждое действующее лицо сфотографировано. Это же повод поговорить с ребёнком перед спектаклем. Он потом сам узнает того, кто вышел на сцену. Полезно знать и помнить фамилии актёров. Программка остаётся и как воспоминание, и как средство развития речи. Цена вопроса — 1 рубль.

Смысл спектакля, если сформировать кратко, очень прост: «Какое счастье иметь маму и папу». Озорной попугай Андрон (арт. Николай Дубровин), страшноватый Колдун (арт. Дмитрий Дроздов), трогательная кошечка Ася (арт. Мария Клыпина) и, конечно же, мечтательный, добрый, мягкий Кот Макмурр (студент Роман Петров) с полной самоотдачей увлекают детей песнями, плясками, потасовками и трогательными рассказами.

Это музыкальная сказка. Поражает точность соответствия музыки ритму и характеру действия. Шестеро котов, пляшущих на крыше, — это что-то. Красиво художественное оформление спектакля. Забавны танцы, хороши костюмы. Короче, Евгений Бакин, Валерий Мищенко и Ольга Шевченко вложили душу в этот вроде бы кошачий спектакль.

Заметила: вышла из театра молодая пара, а рядом с ними пятилетний малыш поёт и отплясывает:

— Я — котёнок, я — котёнок!

Встреча с народным артистом

Ему 75 лет. Сел в собственную машину и сквозь дождь по грязи добрался из Саратова в Камышин. За двадцать минут до начала концерта. Для нас это не первая встреча с народным артистом России, профессором Саратовской консерватории Альбертом Михайловичем Таракановым. И, надеемся, не последняя.

На этот раз в программе концерта четыре фортепьянных сонаты Людвига ван Бетховена. В том числе и особенно знаменитые — «Патетическая» и «Аппассионата». Бурный драматизм, героическая борьба, преодоление себя — всё в этой музыке.

Залюбовалась тем как её слушает зал. Соната № 2 ля мажор четырёхчастная. Никто не выпрыгнул с аплодисментами в перерывчики между частями. Они даны, чтобы артист мог чуточку отдохнуть и внутренне перестроиться. Слушали, затаив дыхание. А потом давали волю рукоплесканиям.

Когда концерт закончился, все приветствовали артиста стоя и долго не отпускали. Сверх программы Альберт Михайлович исполнил виртуозно, словно и не устал, рондо Бетховена «Потерянный грош».

Кто знает, возможно и с намёком. Ведь он приехал по зову сердца, без командировочных, без гонорара. Может быть, просто решил, что когда такой раздрай в мире, нужно напомнить людям о Бетховене, о его бессмертном, романтическом призыве: «Обниметесь, миллионы!».

Жаль только, что кроме цветов и аплодисментов от слушателей не было проявлено к профессору никакого внимания ни от директора колледжа, ни от администрации города. Можно подумать, что народные артисты приезжают к нам ежедневно.