Региональная политика: анализ текущих событий
На минувшей неделе стали известны результаты проверки Генпрокуратуры РФ администрации Волгограда. Напомним, комиссия работала по поручению председателя правительства РФ Владимира Путина, которое он дал на заседании госкомиссии по строительству в Волгограде. Основным поводом для проверки стали обвинения в адрес мэрии Волгограда, озвученные на заседании лидером регионального отделения «Деловой России» Романом Созаруковым.
Если судить по официальному сообщению об итогах проверки, генпрокурорская комиссия «накопала» в мэрии Волгограда серьезнейшие нарушения законности. Чего стоит, например, такая формулировка: «В деятельности мэрии Волгограда выявлены массовые нарушения прав субъектов предпринимательства и факты создания незаконных ограничений свободы экономической деятельности».
Но все это — лишь словесная оболочка итогов работы комиссии. А вот что осталось в сухом остатке: «По выявленным нарушениям внесено семь представлений и восемь протестов на незаконные правовые акты, направлено два информационных материала, возбуждено три дела об административном правонарушении, направлено в следственные органы три материала для решения вопроса об уголовном преследовании виновных должностных лиц».
Как видим, по самую «тяжкую» меру попали только три «материала» (далеко не факт, что они выльются в реальные уголовные дела). Остальное — юридическая рутина. Любая прокурорская проверка в любом муниципалитете редко когда обходится без «представлений» или «протестов». Неслучайно в комментариях волгоградских политических экспертов сразу по горячим следам проверки отмечалось: никакого серьезного компромата на действующую городскую администрацию в отчете проводившей проверку комиссии Генпрокуратуры РФ нет.
В пользу этого говорят и уверенные комментарии ответственных сотрудников мэрии Волгограда.
Возьмем претензии к нарушениям в земельной и градостроительной сфере. Как пояснила председатель комитета земельных ресурсов и и. о. председателя комитета по градостроительству и архитектуре Елена Козлова, многие из них не являются нарушением закона:
«Одно из главных замечаний Генпрокуратуры РФ касается того, что за последние 2,5 года из 600 земельных участков лишь 28 (менее 5 %) были предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам по результатам торгов. Но федеральным законодательством администрация Волгограда, как и все органы местного самоуправления, обязана предоставлять земельные участки по результатам торгов исключительно под многоквартирное жилищное строительство. Все остальные случаи допустимо оформлять в заявительном порядке. В связи с этим большая часть участков под строительство предоставляется обычным путем. Более того, несмотря на то, что мэрия не обязана осуществлять продажу с торгов других видов участков, мы это делаем».
Еще одно серьезное обвинение — понуждение бизнеса к заключению инвестиционных контрактов с администрацией Волгограда как условие для предоставления земли — также отвергается мэрией.
«Инвестиционные соглашения не заключались в Волгограде с 2006 года в связи с тем, что изменения в законодательстве перевели взаимодействие власти с бизнесом под действие закона о благотворительной деятельности, — отметила заместитель руководителя департамента экономики и инвестиций администрации Волгограда Ольга Сальникова. — В рамках проверки были изучены не инвестконтракты, а соглашения об участии в социально-экономическом развитии города. С 2008 года по настоящее время в рамках исполнения этих соглашений было привлечено 160 миллионов рублей внебюджетных средств. Они направлены на наиболее социально значимые сферы жизнедеятельности города: 70 миллионов рублей — на образовательные учреждения, 34 миллиона — на учреждения здравоохранения, 56 миллионов рублей — на культуру, спорт, благоустройство. В правовом плане соглашения носят добровольный характер. И ни одно из юридических лиц, ставших благотворителями за указанный период, не оспаривало заключенных соглашений. Претензий не было и у контролирующих органов».
Что касается информации о возбуждении трех административных производств по признакам необоснованного отказа хозяйствующим субъектам в допуске к участию в торгах, в том числе по надуманным основаниям, эти документы администрация называет рабочим процессом, а не сенсацией.
«Три административных производства — это рутина работы комитета, — пояснила начальник отдела комитета муниципального заказа администрации Волгограда Елена Зеничева. — За указанный период комитет провел 1 015 процедур, каждая из которых состояла из нескольких лотов, и возникновение вопросов всего по трем фактам — отнюдь не показатель того, что в комитете есть тенденция к нарушению законодательства. Более того, с возбуждением административных производств по фактам наличия признаков нарушений мы сталкиваемся ежегодно, но эти дела не выстаивают в судах и в региональном УФАС, а более 90 % жалоб признаются необоснованными».
Собственно, итоги проверки попали в новостные ленты СМИ только потому, что работе комиссии предшествовал тот самый скандал с выступлением Созарукова. Но, как мы и предсказывали в своем аналитическом обзоре сразу после заседания с участием Путина, антигребенниковский демарш не принес для его организаторов желаемую цель — отставку волгоградского мэра.
Более того, итоги проверки можно считать если не ударом по антигребенниковской оппозиции, к которой официально примкнул губернатор Анатолий Бровко, то своеобразным жирным минусом. А в свете совершенно неожиданного назначения Романа Созарукова руководителем управления внутренней политики администрации области, этот самый минус напрямую касается Анатолия Бровко — именно ему принадлежит непосредственная роль в появлении Созарукова на «путинском совещании».
Появилась даже версия: мол, премьер-министр специально дал высказаться Созарукову, наперед зная, что проверка Генпрокуратуры РФ не принесет каких-то громких результатов, исключительно потому, что Анатолий Бровко был назначен губернатором как компромиссная фигура для центров влияния в окружении Дмитрия Медведева и Владимира Путина. И отложенный эффект этой прокурорской проверки еще скажется в дальнейшей судьбе Бровко.
Но и безо всяких политических версий очевидно: и антигребенниковская оппозиция, и лично Анатолий Бровко не получили ожидаемых дивидендов. И это окончательно означает переход в «войне» между администрацией региона и мэрией Волгограда в затяжное информационное противостояние.
Между тем, как раз тогда, когда появились итоги проверки комиссии Генпрокуратуры РФ, о которых шла речь выше, в Волгограде случилась действительно сенсация: со своей должностью расстался главный врач городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25 (в народе больше известной как больничный комплекс на Семи ветрах) Анатолий Егин. И не важно, что ушел он как бы по собственному желанию, в связи с переходом на другую работу.
На общегородской планерке в мэрии Волгограда (она состоялась в прошлый понедельник) Гребенников дал поручение руководителю департамента здравоохранения администрации Волгограда незамедлительно начать проверки муниципальных учреждений здравоохранения. А поводом стал факт нарушения прав пациентки городской больницы № 25, которую врачи заставили покупать бесплатные лекарства.
По сообщению пресс-службы мэрии, жалоба от вдовы ветерана Великой Отечественной войны, труженицы тыла Василисы Михайловны Солощенко поступила главе Волгограда на днях. В своем письме 83-летняя женщина рассказала, она находилась на бесплатном лечении в 25-й больнице. Но бесплатно пожилой женщине предоставили только место в палате. А лекарства пришлось покупать на собственную пенсию. К письму Василиса Михайловна приложила четыре товарных чека на лекарства стоимостью 562 рубля, 1 794 рубля, 1 341 рубль и 661 рубль. В общей сложности «бесплатное» лечение обошлось пенсионерке более чем в 4 000 рублей, в связи с чем она просит главу Волгограда посодействовать в возврате денег.
Вряд ли кого сегодня удивляют «поборы» под разным соусом с пациентов в больницах и поликлиниках Волгограда и области. И письмо старушки наверняка не единственное обращение на эту тему в ту же мэрию Волгограда. Но реакция в это раз последовала действительно сенсационная. Была организована проверка, результаты которой и озвучил волгоградский мэр на планерке.
«В первую очередь я поручил специалистам проверить, входят ли указанные в письме лекарства в перечень территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, — сообщил Роман Гребенников. — Ответ пришел положительный. Получается, что в наших медучреждениях зачастую за то, что нужно предоставлять бесплатно, требуют оплату со стороны пациентов. И с кого? С вдовы ветерана Великой Отечественной войны, труженицы тыла, заслуженного человека. Таких случаев просто не должно быть».
А еще проверка показала: официальная зарплата главного врача больницы составляет 110 тысяч рублей, а количество заместителей — 11 человек.
«11 заместителей — это хороший показатель того, как не нужно работать, — сказал Роман Гребенников. — Необходимо незамедлительно произвести серьезный анализ затрат на управленческий аппарат в муниципальных учреждениях здравоохранения. С такой системой нужно бороться всеми доступными способами. Мы принимаем реальные шаги по оптимизации кадрового состава городской и районных администраций, проводим масштабные сокращения в районных МУ ЖКХ. А что в это время делается в муниципальных учреждениях иного профиля? Я даю поручение департаменту здравоохранения в недельный срок провести тщательную проверку в медицинских учреждениях по двум вышеназванным вопросам. По итогам проверки будут приняты меры по устранению недостатков в их работе».
Глава Волгограда подчеркнул, что к тем медицинским учреждениям, в которых будут выявлены случаи продажи бесплатных лекарств, раздутый штат руководителей и завышенные расходы на управленческий аппарат, должны быть предприняты самые жесткие меры вплоть до радикальных кадровых решений.
Как пояснил руководитель департамента здравоохранения администрации Волгограда Владимир Шкарин, зарплата главврачей, за исключением руководителей станций скорой медицинской помощи, сейчас зависит как от объема услуг, оказанных по системе обязательного медицинского страхования, так и от объема платных услуг, предоставленных медучреждением. Эта схема начисления зарплаты действует с 2007 года, и сейчас в департаменте разрабатывается новое положение, которое будет вынесено на обсуждение депутатов гордумы. Этот документ исключит платную составляющую из зарплаты руководителей медучреждений города.
Не дожидаясь, когда будет установлен новый порядок, Роман Гребенников поручил в недельный срок провести проверку, как реализуется в городских больницах программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Будет проверено и соответствие существующего штатного расписания потребностям конкретного учреждения. Как отметил Роман Гребенников, бюджетная медицина должна работать на благо людей, а не за их счет.
Едва ли не сразу после планерки Анатолий Егин осовбодил занимаемую должность. Его сменил заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ВолГМУ доктор медицинских наук Александр Попов.
Анатолий Егин — один из самых титулованных главврачей региона, занимал ряд больших должностей в исполнительной власти, депутатствовал в областной и волгоградской городской Думах. И вдруг, что называется, попал под раздачу.
Не станем гадать о действительных причинах этого. Но вот что необходимо отметить. Если Гребенников максимально доведет «дело главврачей» до логического завершения, от этого выиграют прежде всего волгоградцы. А это ляжет весомым вкладом в предвыборную копилку Гребенникова, если он пойдет в следующем году на выборы волгоградского мэра.
Более того, даже сама попытка наведения порядка в медицинской сфере принесет ему серьезные дивиденды в противостоянии с губернатором Бровко. Совершенно очевидно: теперь жалобы в адрес учреждений здравоохранения области пойдут потоком, и губернатор просто будет вынужден заниматься этим вопросом.
Такие же жалобы обязательно будут и на выездных приемах руководителя региональной общественной приемной лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина (возглавляет приемную как раз Гребенников, на днях, например, он провел выездной прием в Камышине). И эти жалобы наверняка будут уходить «на верх», только прибавляя Бровко головной боли. Ему еще не раз аукнется его заверение, что губернатор отвечает за все в регионе.
Так что пока Гребенников в информационной «войне» с областной администрацией наносит «упреждающие» удары. Чем ответит «противник»? Но точно одно: от этого противостояния в чем-то несомненно выиграют жители Волгограда и области. Так что нет худа без добра.