Город Петров ВалИсточник: "Железнодорожник Поволжья" (http://www.vlg.aif.ru/society/details/1118346)

Серьёзный отток трудовых ресурсов из Петрова Вала может обернуться сбоем в работе крупнейшего железнодорожного узла Приволжской магистрали. После начала реформирования железнодорожной отрасли в 2000 году население Петрова Вала сократилось примерно на пятую часть. Сегодня в городе проживает чуть более 12,5 тысячи человек. Большая часть из них – работники предприятий петроввальского узла либо пенсионеры – бывшие железнодорожники.

Ситуация, к сожалению, привычная для большинства небольших населённых пунктов, где доля пожилой части населения постоянно увеличивается в отличие от людей молодых, число которых, напротив, год от года сокращается. Молодёжь бежит из провинциальных городов в поисках лучшей жизни в Саратове или Волгограде, а кому особенно повезёт – в Москве. Вот и называют Петров Вал «вымирающим городом», «городом-призраком». Одних только железнодорожников за последние полтора года отсюда уехало несколько десятков.

А между тем, значение этого узла для Приволжской магистрали невозможно переоценить. Любой, даже самый незначительный сбой в его работе может повлечь за собой самые печальные последствия...

Одна из главных петроввальских «достопримечательностей» – здание бывшего кинотеатра. Два месяца назад его наконец продали и превратили в продуктовый магазин «Покупочка». На месте, где когда-то висели афиши (впрочем, это было уже очень давно – учреждение культуры много лет бездействовало), сейчас красуются рекламные изображения фруктов и овощей. По словам работников магазина, «картофельно-яблочный» репертуар в бывшем кинотеатре – это надолго. Во всяком случае, показывать новинки из мира кино здесь уже точно не собираются. И теперь всем желающим посмотреть фильм на большом экране приходится ездить за 13 километров в Камышин. Благо, что автобусы из Петрова Вала туда отправляются регулярно, каждые 15 минут.

– Поэтому практически каждые выходные мы ездим в Камышин, – рассказывает местный житель Дмитрий Иванов, пришедший трудоустраиваться в новый магазин. – У нас-то, кроме питейных заведений, больше пойти некуда. Может быть, кому-то хватает и такого «развлечения», но я бы не хотел, чтоб мой ребёнок отдыхал после работы таким образом...

К нашему разговору присоединяется молодая мама, проходившая мимо со своей дочкой:

– Мой муж и отец работают на железной дороге, а я четвёртый год сижу дома с ребёнком. Хотели отдать нашу девочку в садик ещё в прошлом году, но у нас в него большущая очередь. Надеюсь, что в этом году она наконец-таки дойдёт и до нашей семьи.

– За последние полтора года в нашей больнице сменилось шесть врачей! – сетует пенсионерка, бывшая железнодорожница с 25-летним стажем, пожелавшая остаться неизвестной. – Прихожу на приём, а там меня каждый раз встречает новый терапевт. Осенью я принимала одни лекарства, а весной приехал другой врач и всё отменил, назначил другие. Зачем я буду тратить свою пенсию на таблетки, если завтра к нам приедет новый доктор и придумает ещё что-нибудь?!

Чтобы узнать, что думает о своём городе подрастающее поколение, я отправился в местную школу № 31 и организовал  там небольшое анкетирование среди мальчишек и девчонок с пятого по девятый классы. В моём опросе приняло участие 15 школьников. Каждого из них я просил ответить всего на один вопрос: где бы ты хотел работать после школы? Мнения разделились: три парня намерены стать полицейскими, ещё пять – бизнесменами, а две девочки – моделями. Кроме того, среди школьников объявились будущие фотограф, певица, путешественник, журналист и геолог. Ещё два пятиклассника пока не задумывались всерьёз над вопросом профессионального выбора. Но все опрошенные ребята сходятся в одном: никто из них не стремится прийти на стальную магистраль. И это – в городе железнодорожников!

– Я бы не хотел работать на железной дороге, хотя мой папа – машинист. Сейчас он в Москве, а когда был здесь, с ним произошёл несчастный случай в локомотиве. Это очень страшно! – поделился воспоминаниями пятиклассник Костя Субботин.

Несмотря на разброс мнений, всех школьников объединяет одно твёрдое убеждение: после школы они уедут учиться, жить и работать в некий «большой город». Впрочем, что касается учёбы, то иного сегодня просто не дано. Единственное профессиональное училище, в котором можно было получить техническую специальность, закрылось здесь ещё восемь лет назад. Вот почему на многих предприятиях петроввальского железнодорожного узла остро ощущается нехватка молодых специалистов.

К примеру, в ремонтном локомотивном депо Петроввальское из-за неукомплектованности штата электровозы и тепловозы неделями простаивают в боксах в ожидании окончания затянувшихся плановых видов ремонта. Интересный факт: из 647 работников предприятия 142 человека старше 50 лет, причём большая часть – уже пенсионеры.

– Например, из 14 деповских токарей четверо работают, находясь пенсии, и ещё несколько – в предпенсионном возрасте, – сообщила начальник подразделения «Петров Вал» филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» Наталья Варенцева. – Со слесарями ситуация примерно такая же. Молодёжь не хочет работать в нашем городе, потому что у нас практически отсутствует социальная инфраструктура. Кинотеатра нет, обычного театра – разумеется, тоже. Со спортивными секциями и кружками для детей в городе также большая проблема. Вот почему все хотят уехать отсюда.

В такой ситуации даже название местной газеты «Уездъ» наполняется новыми смысловыми оттенками...

Часть населения не может перебраться в другой город просто потому, что не в состоянии продать свои квартиры. Количество предложений по продаже недвижимости в Петровом Вале значительно превышает спрос на неё. На страницах ещё одной местной газеты – «Лёгкий день» – объявления о продаже жилья занимают большую часть издания. Цены, надо сказать, не кусаются. Например, двухкомнатная квартира в самом центре города стоит всего 850 тысяч рублей. За «трёшку», причём с приличным ремонтом, просят либо 1,3 миллиона рублей, либо «двушку» в Камышине. Новый кирпичный дом площадью 150 квадратных метров, построенный в 2008 году, выставлен на продажу за 1,8 миллиона рублей. Но даже при таких относительно небольших ценах желающих приобрести недвижимость практически нет.

Столь неблагоприятная социальная обстановка в Петровом Вале, разумеется, давно уже привлекает пристальное внимание руководства Приволжской железной дороги. С начала текущего года причины «чемоданных» настроений местного населения выяснялись с помощью социологических исследований, результаты которых должны способствовать принятию необходимых решений. Обсуждалась проблема и на недавнем технико-технологическом совете под председательством начальника Приволжской железной дороги Александра Храпатого.

– Нам надо создать такие условия в Петровом Вале, чтобы люди не просто задерживались там на небольшой срок, а хотели бы жить и работать на постоянной основе, – поставил задачу Александр Васильевич. – При этом необходимо задействовать не только материальные способы стимуляции наших работников в виде увеличения зарплат и премий, путём повышения квалификации железнодорожников, но и нематериальные. Здесь я имею в виду прежде всего развитие социальной инфраструктуры.

Скорее всего, петроввальскую проблему, общую для большинства малых городов России, будут решать по примеру Ершова. Напомним, что там к 120-летию узла, благодаря в первую очередь Приволжской магистрали, появились новые дороги, скверы, памятники и ещё многое другое. Часть муниципальной собственности, в частности автомобильная дорога и прилегающая к ней территория, была передана ОАО «РЖД», после чего Ершов буквально преобразился. Однако на развитие этого узла железная дорога потратила сотни миллионов рублей. Сделать то же самое в Петровом Вале, особенно в кризисном 2014 году, будет очень непросто. Поэтому железнодорожники справедливо рассчитывают на помощь и поддержку местных властей.

– Я думаю, это справедливо, что развитие социальной сферы в муниципальных образованиях должно происходить при помощи не только железной дороги, но и муниципалитета, – уверен начальник службы управления персоналом Приволжской магистрали Владимир Лоещук. – В преображении города, помимо самого населения, должны быть заинтересованы две стороны: городская администрация и железная дорога. И если первой это необходимо для того, чтобы в родном городе царили чистота, порядок и уют, то второй – чтобы все железнодорожники могли жить, работать и отдыхать в достойных условиях, имели возможность посещать учреждения культуры, расти духовно. Наши люди не должны сомневаться в том, что железная дорога в первую очередь думает о своих кадрах. Это на самом деле так. Именно поэтому мы будем делать всё возможное для того, чтобы подобных социальных проблем в маленьких городах у нас было как можно меньше.