Областное правительство и аппарат губернатора торжественно объявили о старте интернет-опроса жителей области. Опрос не простой, а в соответствии с «майскими» указами Президента РФ.
Как лучше всего «запороть» благое начинание? Знакомимся с передовым опытом управления по внутренней политике и комитета информационных технологий!
«Доступность» информации
На официальном портале губернатора и правительства Волгоградской области сообщение о начале опроса появилось утром 21 апреля (http://volganet.ru/news/news/2014/04/news_03910.html). Анкета посвящена, по утверждению разработчиков, оценке состояния жилищно-коммунального хозяйства, транспортного сообщения, дорог и уровня доверия главам муниципальных районов и городских округов. Замечательные темы — одна другой актуальней.
Однако из сообщения об этом эпохальном опросе выясняется, что на него отводится… только два дня, до 23 апреля.
Информация про эту акцию дана просто среди множества новостей. Картинка-баннер размещена в правом нижнем углу таким образом, что, даже зная цель поиска, её не так-то просто разглядеть. Гиперссылка в тексте объявления почему-то дана на главную страницу правительственного сайта, но и она не работает, отправляя пытливого пользователя на несуществующий адрес в яндекс-почте.
Заметим: опрос ни много ни мало проводится для жителей всей Волгоградской области, включая все сельские районы. Следовательно, он должен репрезентировать все территории Волгоградской области — от Котельниково до Елани. А это, в свою очередь, значит, что на него должны посредством заполнения интернет-анкеты ответить минимум 18-20 тысяч человек. Тогда можно делать хоть какие-то выводы относительно полученных данных по Волгограду и Волжскому, сравнивать результаты по Среднеахтубинскому и Урюпинскому районам и т. д. И это самые «мягкие» методические требования к подобного рода опросам, которые в строгом смысле к научным социологическим опросам вообще никакого отношения не имеют.
А теперь подумаем: сколько простых граждан из числа интернет-посетителей портала губернатора и областного правительства за два дня найдут информацию об опросе и ответят на вопросы анкеты? Особенно в условиях, которые словно специально созданы для того, чтобы его не заметили и не успели ответить? Правильно, считанные единицы. Но самое интересное начинается дальше, после знакомства с анкетой.
«Качество» информации
Официальное название опроса состоит из пятидесяти слов, которые прочитать все вместе сможет только профессиональный лингвист. Зато на этом фоне анкета поражает своей лаконичностью (http://www.volganet.ru/effectiveness/). Всего десяток вопросов, если не считать информацию о половой принадлежности респондентов, возрасте и тому подобном. Все вопросы одинаковые — по степени удовлетворённости дорогами, газоснабжением, электроснабжением, системой транспорта и конкретным причинам неудовлетворённости. Три вопроса — про степень «удовлетворённости» деятельностью главы городского округа, главы администрации и главы представительного органа местного самоуправления.
Вопросы типовые, нигде нет ни фамилий, ни другой конкретики. Для Волгограда и всех муниципальных образований со схемой управления с «сити-менеджером» вообще возникает неразбериха, поскольку в анкете придётся дважды оценивать одного человека и как главу муниципального образования, и как председателя, к примеру, городской думы.
Даже если представить, что на эту анкету ответили многие тысячи жителей области, то информационная ценность полученных данных — не нулевая, а отрицательная, поскольку недостоверная, неточная и некачественная информация гораздо опаснее, нежели её полное отсутствие. Вопросы анкеты для якобы оценки деятельности муниципальных руководителей не соответствуют вообще никаким стандартам не только опросов общественного мнения, но и здравому смыслу.
Как можно судить по такой анкете о работе какого-нибудь районного главы администрации, если дорог на его территории отродясь не было, о газификации местные аборигены знают преимущественно по победным телерепортажам, а денег на всё это счастье цивилизации областное правительство не только не выделяет, но и постоянно норовит их «соптимизировать»? А как быть с оценками недавно выбранных или назначенных руководителей? А чем отличается удовлетворённость деятельностью главы муниципального округа (района) от степени доверия ему?
Вот эти вопросы — все без ответов, и безграмотно составленный бланк анкеты не оставляет никаких шансов новому руководителю региона даже в самом общем виде представлять положение дел в Волгоградской области.
«Достоверность» информации
Ни один интернет-опрос не может репрезентировать население какой-либо территории. Он может дать представление о мнениях части аудитории того или иного интернет-ресурса. Но в случае с нашим опросом его организаторы и исполнители перещеголяли самые безумные фантазии о достоверности получаемой информации.
Дело в том, что официальный портал губернатора и правительства Волгоградской области не блокирует повторную и последующие попытки заполнения и отправки анкеты. Каждый читатель может в этом убедиться самолично: вы можете смело с одного IP-адреса заполнять бесчисленное множество вариантов ответов на эту анкету, как угодно определять свой пол, место жительства и всё остальное.
Уже можно представить, как десятки, а, может, и сотни муниципальных служащих по всей области настукивают на клавиатуре высокую степень удовлетворённости своими руководителями и прекрасное состояние дорог, транспорта и водоснабжения. И никто никогда не сможет проверить, кто именно, как и по каким мотивам отправлял в региональное правительство столь «ценную» информацию.
В конце анкеты вам предложат ввести номер своего мобильного телефона. Не стесняйтесь, вводите любой: своего приятеля, бабушки или соседа. Такая мера контроля достоверности информации работает только в случае адресного маршрутного опроса, для интернет-опроса она вообще ничего не значит.
Не менее экзотичен и способ косвенной авторизации респондента, снижающий опасность заполнения интернет-анкеты «роботом». Вам предложат сложить две цифры (от 0 до 9) и написать в окошке их сумму. Учитывая, что проверка подлинности и уникальности сообщения таким образом не делается, остаётся только один вариант: комитет информационных технологий правительства Волгоградской области предлагает гражданам доказать, что они не полные идиоты и владеют навыками сложения.
Кого же на самом деле правительственные чиновники держат за идиотов?
Тема про этот злосчастный опрос не стоила бы никакого внимания, если бы ни одно важное «но». В информации об опросе имеется не только его длиное, напыщенное и неудобоваримое название, но и указание на то, что после подсчёта результатов опроса (конечно, к 1 мая!), итоги передадут специальной комиссии, в которую входят региональные министры, областные депутаты, члены Общественной палаты, социологи и представители муниципального сообщества.
Вот их, всех перечисленных и будут держать за идиотов, которым раздадут красиво оформленные бумажки с цветными кружками и симпатичными столбиками диаграмм. Все они важно будут туда глядеть, включая придворных «социологов», и делать глубокомысленные выводы. Интернет-опрос граждан, как-никак провели, «майские» указы Президента РФ выполнили, новому руководителю региона полезную информацию дали о мнениях граждан вверенной ему территории.
А, может, и перед Москвой отчитаются: провели, мол, как указано было, опрос, к празднику Первомая аккурат поспели. Через год ещё обещают провести такой же, чтобы всё по науке, в динамике было.
А дальше — больше. Получается, что в конечном итоге на посмешище будут выставлены даже не граждане, случайно забредшие на портал областного правительства и заполнившие анкету, а врио губернатора Андрей Бочаров и… Президент России Владимир Путин, чьи указы таким образом «выполняют» доблестные труженики управления внутренней политики аппарата губернатора и комитета информационных технологий.
Кажется, врио губернатора дал руководству правительства время на «работу над ошибками»? Напрасно это, поскольку они ведают, что творят…
Реклама. ООО «Волготехснаб»