Сцена из спектакля «Мой бедный Марат» (Камышинский драматический театр)Ленинградская блокада – особая страница истории Великой Отечественной войны. 900 дней тяжелейших испытаний, сопряжённых с беспримерным героизмом, составили целую эпоху, переломившую сотни тысяч человеческих судеб. Передать это словами невозможно. Рассказать языком кинематографа – как бы мы ни использовали современные технические «навороты» – всё равно будет выглядеть ущербно. Осмыслить художественно – очень сложно. Блокаду нужно прочувствовать. Только тогда возможно говорить об её понимании.

Знаменитый советский драматург Алексей Арбузов попытался это сделать, когда в 1964 году написал пьесу «Мой бедный Марат». У пьесы сложилась вполне удачная сценическая биография – на протяжении полувека она до сих пор в различных постановках идёт на сценах многих драматических театров. Причём не только нашей страны, но и за рубежом. Прочувствовать блокаду, ощутить пережитое стало возможным на примере показа отдельной истории любви – этого необыкновенного человеческого чувства, которое способно передать многое, недоступное для сухой информации.

В канун великого праздника – Дня Победы пьеса пришла и на нашу сцену. Её режиссёр-постановщик Анна Зайцева – дочь хорошо известного камышанам, безвременно ушедшего заслуженного артиста России Всеволода Зайцева. После яркой, но достаточно спорной современной пьесы «Калека с острова Инишмаан» Анна взялась за постановку классического спектакля, посвящённого тоже теме любви, но развивающейся уже на нашей почве.

В спектакле заняты всего три актёра, и у всех – главные роли. Николай Дубровин сыграл несколько противоречивого (оттого, наверно, и «бедного») Марата, Юрий Юдин – ответственного, но с присущими тому слабостями семьянина Леонидика, ну а Светлана Смирнова – искрящуюся эмоциями Лику, ставшую объектом обожания и, отчасти, яблоком раздора. Любовь между этими тремя героями (один из которых, согласно классической схеме, должен уступить) разворачивается как бы в трёх временных периодах.

Пора их ранней юности, влюблённости протекает в блокадном Ленинграде. Война разбивает их любовь, разлучает. В следующий раз они встречаются через три года, весной 1945-го. Судьба снова вносит свои коррективы в их жизнь. Третья часть переносит нас ещё на 15 лет вперёд, где герои уже достаточно взрослые, постигшие превратности жизни. И опять духовное родство, соединившее их в блокадную зиму, подвергается суровой проверке временем, ставит их перед выбором. Каков будет этот выбор – гадать зрителю.

Пусть вас не смущает, что жизнь участников этой истории протекает в уже, казалось бы, чуждом нынешнему поколению советском обществе. Человеческим чувствам вовсе не знакомы границы исторических периодов. А тема «любовного треугольника» – так вообще вечная. Кто «лишний» в этом треугольнике, и уместно ли вообще называть его «лишним»? Ежели говорить топорными словами – то пьеса об этом. Однако если вникнуть – то о гораздо большем. Взаимоотношения, складывающиеся между героями на протяжении пьесы, при кажущейся простоте довольно сложны, полны драматизма.

Что интересно, этот драматизм почти не ощущается в первой части спектакля. Казалось бы, однообразно серые и печальные блокадные будни, как это ни странно, предстали в неожиданно весёлом и живом действии. Это и радость от поедания скудного, но очень дорогого в то время лакомства, и тур вальса без музыки, и просто обычные ребячьи разговоры. А всё потому, что герои пьесы влюблены. Перед влюблённостью отступают и голод, и холод, а взрывы превращаются чуть ли не в праздничный фейерверк.

Удивительна работа художника-постановщика Николая Савеко, звукорежиссёра и музыкального оформителя Александра Ферхова, сценография Дмитрия Пантелеева, находки других техников сцены. Благодаря их слаженной работе созданная в спектакле обстановка блокадной зимы получилась очень натуралистичной. Но не холодно-голодно-печальной, а в преломлении того, о чём было сказано чуть выше. Использование в качестве музыкальной темы феерической мелодии 2-го концерта Фредерика Шопена стало вполне точным отображением настроения пьесы.

А вот вторая и третья части спектакля носят уже другую окраску. Война закончилась, взрывы смолкли, но какая-то блокада на сердце остаётся. Внешний драматизм переходит как бы вовнутрь героев, становясь душевными переживаниями. В конце он выражается в каком-то предчувствии возможной счастливой развязки. Арбузов – мастер психологических находок, которые подталкивают зрителя к размышлениям.

И это правильно. Настоящий спектакль должен оставлять после себя какую-то недосказанность. Чтобы его захотелось посмотреть вновь, быть может, несколько другими глазами. Наверняка и актёры, вжившись в свои роли, от спектакля к спектаклю найдут какие-то новые струнки, задев которые, подарят нам уже другое, по иному интересное звучание. Наши актёры вполне на это способны.

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *