К сожалению, вот уже два месяца не имею возможности регулярно следить за материалами Инфокама, и тем более участвовать в их обсуждении. Камышинская деревня не щедра на услуги Интернета, а писать послания «гусиным пером» и отправлять их нарочным не пишется и не отправляется. Но в этой ситуации есть и положительный момент. Когда после перерыва видишь всю информационную картину сайта, есть возможность, а главное желание оценить ее «палитру» и «буйство» мнений комментаторов.
Признаюсь, как на духу: позиция Инфокама внушает мне тревогу. И это при том, что большинство материалов, по мнению посетителей, читабельны, востребованы и, главное, — актуальны. Однако меня, как человека много лет отдавшего газетному труду, не удовлетворяет их однобокость. Фактура, используемая авторами публикаций, и их выводы зачастую кажутся мне не вполне убедительными, поскольку им не противостоит другая точка зрения. Этот вывод, безусловно, применим и к моим материалам, несмотря на их востребованность читателями. Подтверждение тому — целый ряд «личных врагов» из числа посетителей Инфокама, которых я обрел всего за несколько месяцев.
В их появлении я не вижу ничего плохого. Но это обстоятельство вынуждает меня объясниться с ними. Полагаю, что мои оппоненты, в силу своей молодости, либо иногородности, не знают, что я стоял у основания и был первым редактором «независимой» газеты «Камышинские ведомости». Учреждена она была в 1990-м году по «благословлению» Льва Александровича Алферова, возглавлявшего в то время городской Совет народных депутатов. Эта газета была призвана нарушить приоритет руководителей городского комитета КПСС на истину в последней инстанции. На ее страницах впервые в истории Камышина появились публикации журналистов-демократов, оспаривавших толкование ряда исторических событий в нашей стране и роль ее партийных вождей. Причем на первых порах, как правило, рядом с этими крамольными по тем временам публикациями всегда стояли материалы ветеранов либо ответственных работников КПСС, которые не скупились в своих оценках новоявленных оппонентов.
Мне и моим товарищам — Владимиру Брюкову, Александру Жалнину, Владимиру Бурому и другим призванным под знамена «КВ» авторам — страстно хотелось донести до читателей СВОЮ правду. И в этом стремлении мы со временем перестали принимать во внимание инакомыслие. Причем не только в отношении исторических событий, но и в оценке жизни города, переживавшего нелегкие времена. И однажды на одном из заседаний малого совета прозвучало горькое резюме Л. А. Алферова: «Это газета не городского Совета народных депутатов. Это газета Галая!». Для меня эти слова стали откровением. Оказалось, что в своем стремлении уйти от однобокости партийной прессы мы сделали заячью петлю и вернулись к тому, что так страстно осуждали в своих оппонентах — неприятию иной точки зрения.
Вскоре по трезвому размышлению я оставил пост редактора этой газеты. Меня на этой должности заменили мои коллеги. Но работа на штатной основе, искусственное завышение тиража, а главное нежелание прислушаться к мнению оппонентов привели к тому, что газета стала нерентабельной и погрязла в долгах. И я, как директор полиграфпредприятия, в феврале 1994 года перестал ее печатать. Все произошло, как у Гоголя в повести «Тарас Бульба», — сам породил, сам и «убил».
Вспоминаю об этом потому, что тревожусь за судьбу Инфокама. Мне, как и большинству читателей, не известны истинные мотивы учредителей одноименных сайта и газеты. Но мне импонирует их стремление к улучшению жизни горожан, желание сделать открытой для обсуждения ситуацию во властных коридорах горадминистрации, способствовать реализации культурного потенциала Камышина и духовному совершенствованию его жителей. Но я также вижу, что «рецепты на все случаи жизни», щедро раздаваемые Инфокамом, далеко не всегда принимаются теми, кому они адресованы. Мне кажется, что это обстоятельство должно стать предметом обсуждения как учредителей и штатных сотрудников Инфокама, так и посетителей сайта и читателей газеты «Инфокам».
Я не знаю, предлагалось ли когда-нибудь и кому-нибудь из «обиженных» возможность высказать «свою правду-матку». Правда, такая возможность априори афиширована Инфокамом в его «манифесте». Но одно дело предлагать высказаться по обсуждаемым вопросам и другое — способствовать появлению на страницах Инфокама отличной от его авторов точки зрения. Еще большего труда требуется, чтобы добиться от власть имущих ответа на злободневные вопросы жизни города. Критика — лекарство горькое. Но если оно принимается «больными» не вовремя или не всегда, зачем тратить силы и средства на такие «лекарства»? Может быть, сразу подключать к решению этих вопросов правоохранительные органы?
Хотя, если судить по комментариям, ныне определенная часть горожан не верит ни во что и никому. Часть вины в этом лежит и на авторах Инфокама. Более того, в этом отторжении чужого мнения мне видится повторение той же ошибки, которая привела к уходу в небытие не только газеты «Камышинские ведомости», но и «Делового Камышина» образца 2000 года и «Волжского простора» под редакцией В. П. Сидельникова. Чтобы не повторить их судьбу, Инфокам просто обязан выносить на суд читателей такие материалы, которые бы отражали всю палитру мнений горожан. Добиться этого, конечно, нелегко. Но, сказав «А», надо говорить «Б» и дальше до последней буквы «алфавита городской жизни». Мне так кажется.