Региональная политика: анализ текущих событий

Конец позапрошлой недели и начало минувшей всколыхнули волгоградскую политэлиту наподобие ураганной вспышки. Особых «разрушений» не случилось, но многие персоны из политбомонда до сих пор пребывают в недоумении: а что же это было?

Все началось 13 августа, в пятницу, когда на заседании президиума политсовета регионального отделения «Единой России» было принято решение рекомендовать Генеральному совету партии снять главу Волгограда с должности руководителя путинской приемной. Готовя наш предыдущий обзор, мы не включили в него эту информацию: зная процедуру принятия подобных решений, трудно было поверить, что волеизъявление президиума обретет окончательную силу. Собственно, так и случилось.

17 августа собралось специальное заседание политсовета реготделения «Единой России», и вопрос в повестке дня зазвучал куда как менее кардинально: «О целесообразности совмещения должностей мэра Волгограда и руководителя приемной Путина». В итоге, именно такой «запрос» большинством голосов было решено направить в Генеральный совет «ЕдРа» в Москву.

По информации наших источников, накануне этого заседания секретарю политсовета регионального отделения «ЕР» Владимиру Кабанову пришло письмо, подписанное председателем комиссии Генерального совета «Единой России» по работе с обращениями граждан к председателю партии В. В. Путину Михаилом Бабичем. В этом послании сообщалось, что решение о переизбрании руководителя общественной приемной Путина является неправомочным, это может сделать только президиум Генерального совета партии. Также в этом в письме М. Бабич предупредил В. Кабанова, что рассмотрение подобных вопросов в нарушение установленных норм могут нанести политический ущерб институту общественных приемных председателя партии и в целом интересам «Единой России».

По нашим сведениям, это письмо Владимир Кабанов не стал оглашать на заседании 17 августа. Причины «умолчания» не совсем понятны — ведь это своего рода «секрет Полишинеля». Как бы там ни было, но отставка Гребенникова трансформировалась в попытку дискуссии — может ли градоначальник совмещать свою работу с руководством приемной Путина.

Как отмечали в своих комментариях для СМИ волгоградские политики и политологи, Владимир Кабанов загодя знал, что из попытки наскоком сместить мэра Волгограда с руководства приемной лидера «ЕдРа» ничего не выйдет, но вынужден был пойти на это под давлением администрации области. Поговаривали, что некоторых членов президиума политсовета накануне его заседания «приглашали» в обладминистрацию и вели с ними «разъяснительную» работу.

Эпопея с региональной общественной приемной Путина продолжилась 18 августа, причем самым неожиданным образом. В этот день состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы общественной приемной, — 14 августа ей исполнилось два года. Участвовал в пресс-конференции и Владимир Кабанов. И вот что он сказал:


«Когда два года назад нам предстояло создать в нашем регионе приемную, Роман Гребенников стал той фигурой, которая смогла быстро и качественно организовать приемную, а затем отладить ее работу. Стоит отметить, что сегодняшняя популярность приемной, эффективность работы и степень доверия к структуре партии со стороны жителей Волгоградской области — заслуга прежде всего Романа Гребенникова, который и взял на себя всю ответственность за открытие и организацию работы общественной приемной Владимира Путина в регионе!».

Не правда ли — занятный поворот. Перефразируя классика, можно сказать — все смешалось в доме региональных единороссов.

Тем не менее, дискуссия — может ли руководитель областного центра быть одновременно руководителем путинской приемной в регионе — будет продолжена. К ней уже подключились депутаты Государственной Думы РФ, представляющие в парламенте Волгоградскую область.

Так, Анатолий Корендясев сказал следующее:

«Работа в общественной приемной — это партийное поручение, которое в определенный момент может быть пересмотрено. Сначала назначение мэра Волгограда на эту общественную должность было вполне обоснованным. Чем это объяснялось? Прежний губернатор не определял свою партийную принадлежность в последние годы своей работы в регионе. Но приемная Путина — это, прежде всего, партийная приемная, и нужно было организовать ее работу на достойном уровне. Поэтому было предложено задействовать организационный и иной потенциал мэрии Волгограда и Романа Гребенникова как члена партии, и ее регионального политсовета. Его работа в приемной была достойно отмечена, это общеизвестный факт. Но сейчас времена изменились. Дело в том, что сегодня региональная парторганизация «Единой России» перестраивается, приобретает новое организационное укрепляющее начало. Она демонстрирует осмысленный, здравый подход к политике. Поэтому назрела необходимость пересмотреть и кое-какие общественные нагрузки».

А вот мнение Ильяса Муслимова:

«Думаю, мэру Волгограда Роману Гребенникову реально тяжело совмещать две столь ответственных должности. Нужно к этому просто по-человечески подойти — ведь Роману Георгиевичу на самом деле не позавидуешь. Нагрузки у него колоссальные, как физические, так и психологические. Есть же и другие люди в региональной парторганизации, которые могут эту работу потянуть. И чтобы не было провала в такой важнейшей точке, как общественная приемная Владимира Путина в Волгограде, нужно, конечно, оптимизировать весь рабочий процесс на благо людей. Считаю, что обязанности мэра и руководителя приемной лучше разделить».

Сторонники «разделения функций» руководителя путинской приемной неожиданно получили «подкрепление» в виде слов российского премьер-министра, сказанных им на недавнем заседании президиума Правительства РФ. Путин сказал следующее (цитируем с сокращениями):

«Недавно мы в Волгограде проводили заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Напомню, речь шла о снятии административных барьеров в строительстве… Генеральная прокуратура провела проверку. Каковы результаты? По мнению Генеральной прокуратуры — мне трудно с этим не согласиться, — основная причина все-таки в непомерных чиновничьих аппетитах, в абсолютно непрозрачных и коррумпированных схемах предоставления земельных участков… Такую практику нужно изживать, выкорчевывать нужно. Хочу повторить: мы намерены предметно отслеживать, как в каждом конкретном регионе будут реализовывать программы развития массового жилищного строительства, потому что если будем сохранять вот такие методы управления, не будет массового строительства и не будет дешёвого жилья в стране».

Почему-то некоторые волгоградские эксперты решили, что эти путинские слова можно считать как карт-бланш на снятие Гребенникова с должности руководителя приемной. Хотя, наверное, скорее путинский пример адресован главам регионов, и не более того.

Кстати, следом за «волгоградским примером», Владимир Путин сделал и еще одно заявление, которое почему-то не попало в поле зрения волгоградских комментаторов. А между тем оно этого заслуживает. Вот что сказал Владимир Путин:

«Не могу не сказать и ещё об одной серьёзной проблеме — раздутых штатах региональных и муниципальных чиновников, и, как следствие, весьма щедрых расходах на их содержание. Большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата. В общей сложности численность региональных чиновников была сокращена на 4%, а в муниципалитетах — на 2,5%. Направление правильное, но темпы очень маленькие. Обращаю внимание, что одновременно с сокращением численности произошёл — обращаю на это внимание — 6-процентный рост расходов на содержание чиновничьего аппарата. Сократили на 4%, а на 6% выросли по расходам, а неэффективные расходы на государственное управление составили 83 млрд. рублей. Считаю, что работа по созданию компактного госаппарата, по оптимизации расходов на его содержание должна быть продолжена. Что касается федерального уровня, то, как вы знаете, мы уже об этом объявляли, в ближайшие три года мы сократим численность чиновников на 20%».

Путин обратил внимание на рост расходов на содержание чиновничьего аппарата при его сокращении. А между тем, как мы помним, с подачи областной администрации Волгоградская облдума не так давно повысила зарплаты региональным чиновникам и депутатам, не вспомним про бюджетников. Так что, по логике вещей, путинское недовольство можно адресовать и в адрес губернатора Анатолия Бровко.

Между тем, сам Анатолий Григорьевич недавно сделал удивительное признание, касающееся его кадровой политики. Речь идет о его встрече с с депутатами Волгоградской городской Думы, представляющими фракцию «Единая Россия».

Участники встречи неоднократно задавали губернатору один и тот же вопрос — почему в областной администрации появился на руководящей должности Роман Созаруков. В конце концов Анатолий Бровко (с явным раздражением — как говорят некоторые участники этой встречи) ответил так:

«Что вы из него демона делаете? Такое впечатление как будто он городом руководил, когда его разворовали. Вы же ни разу не слышали от меня критики кадровой политики мэрии Волгограда — это не мои принципы. Я назначаю своих заместителей и не спрашиваю, кого они берут на работу. Я шесть тысяч человек не собираюсь знать в лицо и сам их брать. Структура — живой организм. Сегодня есть люди, завтра их нет. И вы в этом убедились — уже несколько было моих кадровых изменений. Если не справляется человек — что его держать?»

Получается, Созарукова назначил заместитель Бровко, сам еще не назначенный официально на должность (речь идет о том, что «болеющего» Сергея Ильина должен заменить Александр Савин). Впечатляет и названная Бровко численность областных чиновников — шесть (!) тысяч. Тут уж, конечно, за всеми не уследишь. Правда, сам Анатолий Бровко уже не раз заявлял, что за все в регионе отвечает именно он. Значит, не за все…

Но вернемся к губернаторской встрече с депутатами Волгоградской гордумы. Судя по официальному сообщению пресс-службы областной администрации, она была со всеми депутатами гордумы. Между тем, это были именно депутаты-единороссы. По информации нашего источника, близкого к окружению Анатолия Бровко, соратники отговаривали губернатора от проведения этой встречи: ведь она планировалась ранее под решение президиума политсовета реготделения «Единой России» о снятии Гребенникова с должности руководителя путинской приемной, но ситуация пошла по другому сценарию.

Как бы там ни было, но встреча состоялась. Причем Бровко буквально ошарашил городских депутатов-единороссов своей оценкой их деятельности: в Волгоградской области 70% недовольных работой реготделения «Единой России» — это жители города-героя. Губернатор сообщил депутатам результаты внутрипартийного социсследования, согласно которому волгоградское отделение «ЕдРа» — по рейтингу в аутсайдерах среди прочих регионов страны. Еще Бровко отметил: в целом по области негативно настроенных к партии граждан 30%, а в среднем по России — 14,6%.

«Не надо строить иллюзий, что «Единая Россия» в Волгограде хорошо работает. Нам чего-то не хватает. Я не знаю чего. Поэтому пришел советоваться с вами. Давайте придумаем какие-то проекты, программы. В частности, это касается отдельно Волжского. Это моя личная головная боль. Хочу поговорить о налаживании нормального механизма отношений, в рамках которого мы будем выстраивать мероприятия по выборам в Госдуму 2011 года. Хотелось бы, чтобы это был не монолог, а диалог», — предложил депутатам волгоградский губернатор.

Диалог, правда, быстро сбился на выяснение — зачем хотят убрать Гребенникова с руководства путинской приемной, а затем и вообще перешел на узкие хозяйственные вопросы.

Как утверждают наши источники, главным на этой встрече должен было стать обсуждение проблемы введения сити-менеджмента в крупных муниципалитетах нашего региона. План замены избранных мэров крупных городов области касается не только волгоградского градоначальника. Якобы в окружении Анатолия Бровко решено стартовой площадкой этой идеи сделать именно областные муниципалитеты, прежде всего Волжский, Камышин, Урюпинск и Михайловку (неслучайно Анатолий Бровко упомянул про Волжский, что это его «личная головная боль»). Так что о пользе сити-менеджера мы еще услышим не раз.