Осенние исследования качественного состава воды реки КамышинкаПо документам, принятым ООН, «наличие воды является одним из необходимых предварительных условий осуществления всех других общечеловеческих прав». По статистике в мире около 3 500 000 человек ежегодно умирает от недостатка питьевой воды.

Россия в этом отношении — далеко не самый бедственный регион мира, однако 90% годового стока приходится на азиатскую часть страны, а обеспеченность водой европейской части, где сосредоточено 80% населения, всего несколько сотен кубометров  на душу населения в год. При этом качество воды страдает из-за развитого промышленного комплекса и перенаселенности территории. Старшеклассники осознают те экологические проблемы, которые сегодня актуальны для каждого человека, страны и мира.

В этом контексте создан проект «Живые родники России», призванный помочь детям осознать ценность пресной воды посредством изучения водного объекта своего региона.

Команда камышинской школы №9 является представителем от Волгоградской области во всероссийском проекте Русского географического общества: школьные географические экспедиции «Живые родники России», номинация «Эколого-географическое образование молодежи». В проект  приглашены 40 образовательных учреждений из различных субъектов РФ. Спонсором проекта стало Камышинское районное отделение Российского союза ветеранов Афганистана, которое с девятой школой связывают давние шефские отношения.

— Мы с удовольствием поддержали этот проект, так как афганцы не понаслышке знают цену глотка воды, — сказал председатель КРО РСВА  Георгий Торопов. — Поэтому не только помогаем финансово, но и примем непосредственное участие в экспедиции. Активное вовлечение школьников в исследования водных объектов России будет способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи на основе познания природы родного края, сохранения культурного и исторического наследия в бассейнах великих и малых рек, как важнейшего условия сохранения и развития идентичности.

В течение минувшего учебного года команда школы №9 провела теоретическую подготовку для изучения бассейна Камышинки, выбрав объектом для создания  водного паспорта реку Елшанку — приток Камышинки. Следующим этапом стал исследовательский, в ходе которого ребята не только изучили химический состав воды реки и её родников, но и выполнили проектную исследовательскую работу, выступив с ней на городском конкурсе проектов по географии. На образовательном этапе проекта девочки 9 "А" класса провели открытый урок о воде для учащихся младших классов.  На этом занятии обсуждались в доступной форме проблемы обеспечения пресной водой в мире на примерах краеведческого материала. 

В апреле команда школы №9 организовала областной природоохранный фестиваль «Сохраним воду для будущих поколений» с целью привлечения внимания общественности к проблеме пресной воды. В мероприятии приняли участие более 40 общеобразовательных учреждений Волгоградской области, школьники с 1 по 11 класс, было представлено 102 работы. Лучшие работы отмечены дипломами и размещены на сайтах РГО.

Наконец, в июне участники провели заключительный этап проекта — экспедиционный, в ходе которого ребята закончили оформление «Дневника исследования» и составление паспорта водного объекта. Команда в составе 10 человек  под руководством учителя географии Татьяны Константиновны Тороповой исследовала реку Елшанка, протекающую в урочище Елшанское, — единственный приток в речной системе Камышинки.

Собранные экспедицией материалы обработаны и отправлены в Русское географическое общество. Они войдут в итоговую сводную таблицу о 40 водных объектах по всей России.

По результатам летней экспедиции определились лучшие участники проекта: Ольга Будко, Дмитрий Байгозин, Дмитрий Беспалов. Они поощрены ценными подарками. Все участники проекта награждены грамотами Российского Союза Ветеранов Афганистана. Среди них Кристина Поздникова, Кристина Голубева, София Хозинова, Анастасия Щепина, Виталина Грицай и Виктория Анкина.

Нет никаких сомнений, что именно такая неформальная, живая работа является главным составляющим звеном в патриотическом воспитании школьников.