ANCOR Professional провел масштабное исследование на тему Рекрутмент в компаниях России, в котором приняли участие около 700 работодателей на всей территории нашей страны. Данное исследование показывает общие тенденции и вызовы в HR и рекрутменте для того, чтобы понять, каким образом ситуация на рынке отражается на процессе подбора в компаниях.

Согласно ответам респондентов главными причинами, которые оказывают мощнейшее влияние на те вызовы, с которыми ежедневно сталкиваются компании при подборе персонала, а также при управлении HR-функцией, являются острый дефицит кадров (70%), низкая профессиональная подготовка кадров (59%), несоответствие зарплатных ожиданий уровню профессиональных навыков (55%).

Сегодня большинство работодателей склоняется к тому, что HR-функция стала носить стратегический характер (78%). Без сомнения, это большой прорыв по сравнению с предыдущим периодом: еще пять лет назад рынок однозначно воспринимал данную функцию как поддерживающую. При этом респонденты приводят довольно серьезные аргументы: «успех компании прямо пропорционален эффективности работы с персоналом», «HR располагает возможностями и инструментами для оптимизации бизнес-процессов и достижения стратегических целей», «сильный HR-бренд – стратегически важное конкурентное преимущество». При этом 55% работодателей заявляют, что обязательства между HR и бизнесом формализованы и прописаны в официальном документе. У 35% обязательства сторон имеются, но в рамках устной договоренности, и 9% компаний не имеют обязательств между HR и бизнесом.

Согласно ответам большинства работодателей, численность компаний в 2014 г. будет оставаться прежней, об этом говорят 45% респондентов. Значительная доля и тех, кто заявляет об увеличении штата – 40%. Однако в случае развития острого кризиса планы компаний по численности могут быть пересмотрены.

Приоритетными HR-направлениями в текущем году являются для 60% работодателей обучение и развитие персонала, для 58% - найм новых сотрудников, 42% компаний ориентированы на удержание персонала, 30% - на повышение производительности труда, 29% планируют развивать корпоративную культуру, а 25% работодателей намереваются оптимизировать численность персонала.

По результатам исследования средний показатель текучести в компаниях составляет 27%. Данный процент несколько выше, чем в других аналогичных исследованиях по рынку - это связано, прежде всего, с тем, что в выборку попали работодатели из сфер с традиционно высокими показателями текучести: ТНП, ритейл, логистика, банковский розничный сектор, индустриальная отрасль и др.

Так, например, в ТНП-компаниях процент текучести «синих воротничков» 34%, в то время как в индустриальной отрасли их число превышает 60%. При этом в индустриальной отрасли, по сравнению с другими отраслями, один из самых низких показателей текучести в сфере продаж – 16%, а максимальный процент  текучести в продажах был выявлен в банковской сфере – 64%.

Принимая во внимание сложный рынок труда и вызовы, которые стоят в данный момент перед HR-функцией, все больше возрастает ценность разработки и реализации эффективных программ поиска и привлечения сотрудников. Цель второго блока исследования - выявить наиболее приоритетные программы привлечения и актуальные инструменты поиска.

Как выяснилось, подход к программам в разных отраслях серьезно отличается. В частности, это подтвердили комментарии экспертов.

Так, технология «приведи друга» применяется в 70% российских и 82% международных компаниях. Собственную базу внешних кандидатов с высоким потенциалом формируют в свою очередь 50% отечественных и 46% зарубежных работодателей, а привлекают успешных кандидатов из конкурирующих компаний 45% российских и 47% международных компаний.

Лидирующее место в числе инструментов поиска кандидатов традиционно занимают Интернет-ресурсы. Самыми популярными являются работные сайты (ими пользуется 93% работодателей), на втором месте – социальные сети общего профиля (35%), в то время как узкоспециализированные соцсети пока востребованы лишь у 15% компаний. При этом 54% респондентов продолжают пользоваться рекламой в традиционных печатных СМИ, и 39% размещают объявления о текущих вакансиях в профильных ВУЗах.

Сегодня вопросу эффективности рекрутмента уделяется все больше внимания. В данном блоке мы проанализировали основные показатели эффективности процесса рекрутмента.

Как выяснилось, на 35% возросло количество вакансий, закрытых внутренней службой персонала в 2013 г., по сравнению с 2012 г. В своем стремлении минимизировать затраты, работодатели склоняются в сторону собственных сил, однако это не всегда оправдано. Ситуация складывается таким образом, что для 69% респондентов главным показателем эффективности работы отдела рекрутмента является срок закрытия позиции. Затем следуют удовлетворенность линейных руководителей работой HR-отдела (51%) и процент прошедших испытательный срок (42%).

Результаты исследования показали, что в настоящий момент у 37% российских компаний более 10 вакансий на рекрутера. В международных компаниях – у 31%. Как выяснилось, наибольшая нагрузка отдела рекрутмента (более 10 вакансий на 1 рекрутера), в банковской отрасли (59%) и в сфере фармацевтики (47%).

Несмотря на фокус компаний на внутренний рекрутмент, более 60% работодателей хотя бы один раз обращались к кадровым провайдерам. Работодатели по-прежнему высоко оценивают эффективность привлечения кадровых провайдеров и готовы отдавать функцию рекрутмента на аутсорсинг. Средняя стоимость закрытия одной позиции кадровым провайдером в настоящее время составляет порядка 19% от годового дохода нанимаемого сотрудника, что говорит о незначительном снижении затрат на кадровый аутсорсинг. Примечательно, что требования компаний к качеству рекрутмента со стороны работодателей при этом серьезно возросли. В текущей ситуации качество сервиса, который получают компании, ниже их ожиданий. Требования при этом высокие.

Холдинг АНКОР — крупнейшая кадровая компания в России и СНГ. С 1990 года АНКОР специализируется в области стаффинга (поиск, подбор и лизинг персонала), а также HR-консалтинга и аутсорсинга бизнес-процессов. В настоящее время сеть холдинга включает более 40 офисов по всей России, в Украине, Казахстане, Беларуси. Ежегодно АНКОР обслуживает более 1600 клиентов - международных и национальных компаний. В 2013 году АНКОР  трудоустроил более 11000 человек на постоянную работу и около 17000 на временные проекты. В 2013 году консолидированная выручка холдинга достигла порядка 8 млрд. руб. АНКОР является стратегическим партнером в СНГ одной из крупнейших международных компаний Randstad. Для дополнительной информации об АНКОРе: http://www.ancor.ru/

Randstad – одна из ведущих глобальных кадровых компаний, основанная в 1960 году. Сегодня Randstad – это почти 30 000 сотрудников и 4500 офисов на территории 39 стран мира. Randstad входит в тройку лидеров рынка в таких странах, как Аргентина, Бельгия, Люксембург, Канада, Чили, Франция, Германия, Греция, Индия, Мексика, Голландия, Польша, Португалия, Испания, Швейцария, Великобритания и США, а также занимает ведущие позиции в Австралии и Японии.