А. И. Чунаков выступает с докладом при утверждении его кандидатуры на пост сити-менеджера ВолгоградаИсточник: "Независимая газета" (http://www.ng.ru/regions/2014-09-30/6_volgograd.html)

Контрольно-счетная палата (КСП) Волгограда обвинила руководство города в неэффективном расходовании бюджетных средств на дорожный ремонт, слабом контроле над юридическим оформлением земель, а также в недостаточных усилиях по поиску резервов по наполнению казны. Критика со стороны КСП рассматривается экспертами как подготовка общественного мнения к смене сити-менеджера Волгограда.

Ревизоры КСП Волгограда установили, что с марта по сентябрь этого года администрацией города-героя было заключено лишь четыре муниципальных контракта на сумму 761,083 млн руб. на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования. Это составляет только 48,1% от запланированных расходов. «Учитывая, что стоимость запланированного ремонта объектов улично-дорожной сети в 2014 году составляет 1580,02 млн руб., поздние сроки заключения муниципальных контрактов могут привести к тому, что плановые сроки окончания работ совпадут с периодом устойчивых неблагоприятных условий, что может повлиять на качество выполненных работ», – отмечают ревизоры. Другими словами, городские чиновники из-за нерасторопности не успеют освоить до наступления дождей и холодов бюджетные деньги, выделенные на дорожный ремонт, а последствия ремонта растают вместе со снегом весной.

«Для Волгограда, где проблема бездорожья является одной из самых острых, неэффективная работа руководства мэрии наносит серьезный репутационный ущерб властям всех уровней, – считает политолог Виталий Арьков. – Если раньше городские власти могли объяснить плохое качество дорог в Волгограде отсутствием достаточных бюджетных средств, то теперь виной этому являются сами чиновники».

Ревизоры КСП рекомендовали сити-менеджеру областного центра Александру Чунакову и депутатам городского собрания ускорить принятие целевой программы «Ремонт дорог Волгограда на 2014 год с поэтапным финансированием в 2014–2016 годах». Программа должна быть представлена на рассмотрение гордумы до 5 октября. Чиновникам мэрии предложено усилить контроль над работами по восстановлению дорожного покрытия после проведения аварийных работ службами коммунальных сетей, а также активизировать работу с подрядчиками, не исполнившими гарантийных обязательств по муниципальным контрактам за 2013 и 2014 годы.

Контрольная функция вообще является слабым местом в работе городских властей Волгограда. Так, по данным КСП, из 70 земельных участков, используемых для коммерческих, торговых и промышленных объектов, 76% участков, находящихся на праве собственности, не оформлены должным образом. Выяснилось также, что далеко не все объекты, расположенные вдоль основных городских магистралей, используются в качестве жилых помещений. Однако при этом оплату коммунальных услуг владельцы автомоек, мастерских, гостиниц и придорожных кафе осуществляют по тарифам, предусмотренным для собственников объектов индивидуального жилищного строительства. В итоге не только муниципальные предприятия сферы ЖКХ несут потери, но и бюджет города недосчитывается поступлений от земельного налога, который 100-процентно зачисляется в местный бюджет.

«При дефиците городского бюджета в 1 млрд руб. столь бесхозяйственное отношение городских чиновников к источникам налоговых поступлений выглядит по меньшей мере странно, – говорит политолог Андрей Миронов. – Это либо непрофессионализм, либо здесь есть коррупционная составляющая, ведь нерасторопность муниципальных руководителей фактически помогает уходить от налогов недобросовестным предпринимателям». Кстати, по данным КСП, на 1 августа с.г. бюджет Волгограда недополучил около 40% доходов.

Неэффективное управление городом привело к тому, что Волгоград остается на финансово-бюджетном плаву лишь благодаря поддержке областных и федеральных властей. По данным КСП, увеличение доходов городской казны в 2014 году более чем на 68% произошло лишь за счет поступлений из вышестоящих бюджетов. «Волгоград не стал банкротом лишь благодаря крупным финансовым вливаниям из региональной и федеральной казны», – полагает политический эксперт Светлана Колосова.

В связи со сложной бюджетной ситуацией КСП рекомендовала главе горадминистрации Чунакову внести корректировки по налоговым и неналоговым доходам: в сторону уменьшения – налоговые доходы (около 30 млн руб., в том числе из-за сокращения в нынешнем году количества предпринимателей на 4,3%), в сторону увеличения – неналоговые поступления (около 35 млн руб.). При этом специалисты КСП все равно не исключают риска неисполнения бюджета Волгограда в 2014 году.

Итоги ревизий КСП Волгограда местные эксперты считают еще одной черной меткой Александру Чунакову. «Жесткие выводы волгоградских контролеров, фиксирующие непрофессионализм и неэффективность нынешней городской исполнительной власти, можно считать подготовкой общественного мнения к отставке Чунакова, – сказал «НГ» политический эксперт Алексей Крымин. – Судя по всему, политическое решение о замене сити-менеджера уже принято, и речь идет лишь о сроках и драматургии его реализации».

Источники «НГ» в Думе Волгограда сообщают, что среди депутатов тема скорой ротации городского руководства уже широко обсуждается. «По слухам, Чунаков может получить должность в областном правительстве либо в одной из энергетических компаний», – сообщил один из городских парламентариев.

Источники «НГ» в Камышинской городской Думе не исключают также возвращения Чунакова домой – в третий по величине город области, – где нынешний сити-менеджер Волгограда работал мэром. «В мэрии Камышина несколько дней назад открылась экспозиция почетных грамот и благодарственных писем, которыми ранее был награжден Чунаков за плодотворный и многолетний труд на благо родного города, – рассказал «НГ» камышинский депутат Николай Малыгин. – После этого поползли слухи о том, что Чунаков может вернуться в Камышин на должность сити-менеджера».