1 октября 1953 года в Камышине было создано артиллерийское техническое училище (КАТУ), готовившее техников-ракетчиков. В память об этом событий в городском парке Победы установлен памятный знак «Ракета Р-300».

Камышин. Памятный знак «Ракета Р-300» в парке Победы
Камышин. Памятный знак «Ракета Р-300» в парке Победы

Немало выпускников училища проживают сегодня по всей территории бывшего Советского Союза. Они публикуют свои воспоминания... Правда, посвящают их больше другой дате ― 4 октября 1957 года, когда в СССР был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ-1). Позывные спутника возвестили о начале космической эры...

Выпускник КАТУ Владислав Шибков из Рязанского района написал воспоминания о заслуженном испытателе, своем товарище Альберте Голубеве, который также обучался в КАТУ.

Альберт Голубев ― начальник отделения комплексных испытаний «Восток-1» (полёт Гагарина) и «Восток-2» (полёт Титова), заслуженный испытатель космической техники. Окончил Камышинское артиллерийское техническое училище. Многих его однокурсников распределили по ракетным войскам, которые только стали тогда создаваться, а девять человек с выпуска, в том числе и Альберт Леонидович, попали на «Байконур». Начинал в отделении комплексных испытаний старшим техником-оператором приборного отсека.

На снимке, который вы видите, 23 февраля 1958 года на Байконуре запечатлен мой хороший товарищ, техник-лейтенант Альберт Голубев. Он стоит у одной из землянок, в которой тогда жили те, кто пролагал дорогу в космос. Эта фотография хорошо известна. Она хранится на Байконуре в Музее космонавтики на знаменитой 2-й стартовой площадке, откуда отправлялись в полет наши спутники и космонавты, и, как рассказывают, некоторые брали ее с собой в полет. Снимок был приобретен и НАСА. Иностранцы, рассматривая его, не верят, что русские начинали освоение космоса в таких условиях.

Golubev
А.Л. Голубев на Байконуре

Первый «колышек» был забит у местечка Байконур в Казахстане 12 февраля 1955 года. Альберт закончил Камышинское ракетное училище в 1957 году (кстати, я вышел оттуда двумя годами позже) и был направлен на строящийся космодром, где ощущался дефицит специалистов среднего звена.

Первая штатная должность Голубева ― техник-оператор системы АПР (аварийный подрыв ракеты). Он в составе расчетов участвовал в подготовке к запуску межконтинентальных баллистических ракет (МБР). 21 августа 1957 года со стартового стола космодрома ушла в полет первая в мире МБР (Р-7) – детище С.П. Королева. Ее головная часть с высокой точностью приземлилась в одном из районов Камчатки.

Чуть позже на этой ракете доставлялись в космос космические летательные аппараты и космические корабли космонавтов. На ракетах с космическими грузами АПР отсутствовал, поэтому Голубев был прикомандирован к специалистам ОКБ-1 (отдельное конструкторское бюро, возглавляемое С.П. Королевым).

С запуска первого ИСЗ началась космическая одиссея Голубева: участие в подготовке второго и третьего ИСЗ, трех космических летательных аппаратов (КЛА) в сторону Луны, затем КЛА «Венера-1», КЛА «Марс-1» и т.д. и т.п.: собачки, манекены ― всего не перечислишь. Прикомандированные к ОКБ-1 офицеры стали основоположниками легендарной 5-й группы ― космической. Голубев принимал участие в разработке ее штатного расписания. В январе 1961 года группа была узаконена. Он был назначен на должность начальника комплексных испытаний космических кораблей «Восток-1», «Восток-2», на которых полетят в космос вначале Ю.А. Гагарин, затем Г.С. Титов.

С этой должности Голубева направили для обучения в ракетную военно-инженерную академию в Москве. Я учился с Голубевым в одном учебном отделении. Мы подружились. Альберт неплохо рисовал. Я под его руководством посещал Выставочный зал Союза художников СССР и при просмотре картин получал от него развивающую информацию.

Кроме этого, Голубев был обладателем прекрасного баритона. Своим пением он доставлял истинное удовольствие нам ― его однокурсникам.

В 1964 году Альберт Леонидович получил звание «капитан», и ему казалось, что жизнь удалась и карьера тоже. Но судьба распорядилась по-своему. После окончания академии его послали на полигон в Капустин Яр, в учебный центр. Через некоторое время центр расформировали. Голубев оказался не у дел. Но он, как написал поэт, «не сошел с ума, не проклял все, что было в прошлом». Освобожденный от служебных обязанностей, начал петь почти профессионально. Друзья помогли ему перевестись в штаб Омской армии, в политотдел, на должность заместителя начальника концертного ансамбля. Получилось, как в басне: «И щуку бросили в реку». Это был хорошо поющий «зам».

Голубев пел в Центральном театре Советской Армии, в Центральном доме Советской Армии, в Астраханской филармонии, в Омской филармонии, на Омском телевидении, на Всесоюзном радио. Полная творческая свобода и никаких нарядов и построений!

В звании капитана Голубев прослужил 17 лет. Звание «майор» получил при увольнении в запас. Началась новая жизнь. Последняя его работа ― сторож на хлебокомбинате. Затем навалились всякого рода жизненные трудности. И казалось, что мой друг всеми позабыт. Но нет!!!

В апреле 2011 года Голубева пригласили на Байконур на торжества по случаю 50-летия полета Ю.А.Гагарина. Он побывал на своей любимой площадке №2.

Затем участники празднества были приглашены в Москву. В столице на торжественном собрании «Роскосмос» вручили Голубеву приличную по размерам денежную премию. Федерация космонавтики наградила его тогда же крестом со стразами с девизом: «Ради жизни на Земле», двумя дипломами за участие в работах по подготовке к запуску первого ИСЗ, за подготовку к полету космического корабля «Восток-1», пилотируемого Ю.А. Гагариным. Отдельным дипломом федерация поздравила Голубева с его 75-летием. Ему было присвоено звание «Заслуженный испытатель космической техники». Представитель КПРФ вручил Голубеву медаль «50 лет полета Гагарина». На 2-й площадке, в Музее космонавтики, были выставлены 11 полотен художника Голубева. Их можно увидеть и сейчас, они вызывают у посетителей неподдельный интерес.