1 октября 1953 года в Камышине было создано артиллерийское техническое училище (КАТУ), готовившее техников-ракетчиков. В память об этом событий в городском парке Победы установлен памятный знак «Ракета Р-300».
Немало выпускников училища проживают сегодня по всей территории бывшего Советского Союза. Они публикуют свои воспоминания... Правда, посвящают их больше другой дате ― 4 октября 1957 года, когда в СССР был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ-1). Позывные спутника возвестили о начале космической эры...
Выпускник КАТУ Владислав Шибков из Рязанского района написал воспоминания о заслуженном испытателе, своем товарище Альберте Голубеве, который также обучался в КАТУ.
Альберт Голубев ― начальник отделения комплексных испытаний «Восток-1» (полёт Гагарина) и «Восток-2» (полёт Титова), заслуженный испытатель космической техники. Окончил Камышинское артиллерийское техническое училище. Многих его однокурсников распределили по ракетным войскам, которые только стали тогда создаваться, а девять человек с выпуска, в том числе и Альберт Леонидович, попали на «Байконур». Начинал в отделении комплексных испытаний старшим техником-оператором приборного отсека.
На снимке, который вы видите, 23 февраля 1958 года на Байконуре запечатлен мой хороший товарищ, техник-лейтенант Альберт Голубев. Он стоит у одной из землянок, в которой тогда жили те, кто пролагал дорогу в космос. Эта фотография хорошо известна. Она хранится на Байконуре в Музее космонавтики на знаменитой 2-й стартовой площадке, откуда отправлялись в полет наши спутники и космонавты, и, как рассказывают, некоторые брали ее с собой в полет. Снимок был приобретен и НАСА. Иностранцы, рассматривая его, не верят, что русские начинали освоение космоса в таких условиях.
Первый «колышек» был забит у местечка Байконур в Казахстане 12 февраля 1955 года. Альберт закончил Камышинское ракетное училище в 1957 году (кстати, я вышел оттуда двумя годами позже) и был направлен на строящийся космодром, где ощущался дефицит специалистов среднего звена.
Первая штатная должность Голубева ― техник-оператор системы АПР (аварийный подрыв ракеты). Он в составе расчетов участвовал в подготовке к запуску межконтинентальных баллистических ракет (МБР). 21 августа 1957 года со стартового стола космодрома ушла в полет первая в мире МБР (Р-7) – детище С.П. Королева. Ее головная часть с высокой точностью приземлилась в одном из районов Камчатки.
Чуть позже на этой ракете доставлялись в космос космические летательные аппараты и космические корабли космонавтов. На ракетах с космическими грузами АПР отсутствовал, поэтому Голубев был прикомандирован к специалистам ОКБ-1 (отдельное конструкторское бюро, возглавляемое С.П. Королевым).
С запуска первого ИСЗ началась космическая одиссея Голубева: участие в подготовке второго и третьего ИСЗ, трех космических летательных аппаратов (КЛА) в сторону Луны, затем КЛА «Венера-1», КЛА «Марс-1» и т.д. и т.п.: собачки, манекены ― всего не перечислишь. Прикомандированные к ОКБ-1 офицеры стали основоположниками легендарной 5-й группы ― космической. Голубев принимал участие в разработке ее штатного расписания. В январе 1961 года группа была узаконена. Он был назначен на должность начальника комплексных испытаний космических кораблей «Восток-1», «Восток-2», на которых полетят в космос вначале Ю.А. Гагарин, затем Г.С. Титов.
С этой должности Голубева направили для обучения в ракетную военно-инженерную академию в Москве. Я учился с Голубевым в одном учебном отделении. Мы подружились. Альберт неплохо рисовал. Я под его руководством посещал Выставочный зал Союза художников СССР и при просмотре картин получал от него развивающую информацию.
Кроме этого, Голубев был обладателем прекрасного баритона. Своим пением он доставлял истинное удовольствие нам ― его однокурсникам.
В 1964 году Альберт Леонидович получил звание «капитан», и ему казалось, что жизнь удалась и карьера тоже. Но судьба распорядилась по-своему. После окончания академии его послали на полигон в Капустин Яр, в учебный центр. Через некоторое время центр расформировали. Голубев оказался не у дел. Но он, как написал поэт, «не сошел с ума, не проклял все, что было в прошлом». Освобожденный от служебных обязанностей, начал петь почти профессионально. Друзья помогли ему перевестись в штаб Омской армии, в политотдел, на должность заместителя начальника концертного ансамбля. Получилось, как в басне: «И щуку бросили в реку». Это был хорошо поющий «зам».
Голубев пел в Центральном театре Советской Армии, в Центральном доме Советской Армии, в Астраханской филармонии, в Омской филармонии, на Омском телевидении, на Всесоюзном радио. Полная творческая свобода и никаких нарядов и построений!
В звании капитана Голубев прослужил 17 лет. Звание «майор» получил при увольнении в запас. Началась новая жизнь. Последняя его работа ― сторож на хлебокомбинате. Затем навалились всякого рода жизненные трудности. И казалось, что мой друг всеми позабыт. Но нет!!!
В апреле 2011 года Голубева пригласили на Байконур на торжества по случаю 50-летия полета Ю.А.Гагарина. Он побывал на своей любимой площадке №2.
Затем участники празднества были приглашены в Москву. В столице на торжественном собрании «Роскосмос» вручили Голубеву приличную по размерам денежную премию. Федерация космонавтики наградила его тогда же крестом со стразами с девизом: «Ради жизни на Земле», двумя дипломами за участие в работах по подготовке к запуску первого ИСЗ, за подготовку к полету космического корабля «Восток-1», пилотируемого Ю.А. Гагариным. Отдельным дипломом федерация поздравила Голубева с его 75-летием. Ему было присвоено звание «Заслуженный испытатель космической техники». Представитель КПРФ вручил Голубеву медаль «50 лет полета Гагарина». На 2-й площадке, в Музее космонавтики, были выставлены 11 полотен художника Голубева. Их можно увидеть и сейчас, они вызывают у посетителей неподдельный интерес.
В 1955 году первый курс КАТУ был полностью укомплектован выпускниками артиллерийских подготовительных училищ, закончивших волею Никиты Сергеевича Хрущева свое существование. В числе других 60 человек попал в этом году в КАТУ и я. Было в училище три дивизиона: 1-й дивизион готовил специалистов по обслуживанию двигательной установки, во 2-ом дивизионе готовили специалистов по радиотехническим системам. В 3- ем дивизионе готовили специалистов по "ремонту и обслуживанию контрольно-измерительных и вычислительных приборов боевой артиллерийской техники". Вот в этот дивизион в 7 -ю батарею в 711 взвод я и попал. Командиром взвода у нас был техник -лейтенант Владимир Бояркин- выпускник КАТУ 1955 года. Мы его еще в курсантских погонах видели. До 1957 года занятия начинались с 1 -го октября. До 1956 г. начальником училища был генерал - майор Арефьев. По слухам он в Гражданскую войну был комендантом порта Новороссийска. Жесткости был невероятной. Потом сменил его полковник Бойчук.
В 1955 году батареи еще не были курсовыми. В каждой батарее было по четыре взвода: 1-й курс по трехгодичной программе, 2-ой курс (выпускной) шедший по двухгодичной программе, еще один взвод 2-го курса, шедший по трехгодичной программе и взвод выпускной взвод 3 -го курса. Командиром нашей 7 -ой батареи был капитан Лебедев. Молодой, подтянутый, весельчак и отменный острослов. Голоса он никогда не повышал, говорил спокойно. Вызывает из строя курсанта, допустившего какое- то нарушение, и на полном серьезе спрашивает:" Курсант****. Вы Евангелие от Матфея читали?" - "Да нет же, товарищ капитан, с какой стати!" " А зря! Вот там на 35 странице, второй абзац сверху написано: "Глупость - дар божий, но не злоупотребляй ею". Кто - то выпил спиртного, попался. Он не всегда его даже на гауптвахту посадит за это: "Выпил ты там грамм сто. Не так уж и страшно это! Страшно, что это у тебя в привычку начнет входить ! Алкоголиком станешь, а это для офицера неприемлемо..
С 1956 года батареи стали курсовыми- в одной батарее три взвода одного курса. Наш взвод стал 821- 8 батарея, второй курс, первый взвод. Командиры батарей были этим страшно недовольны- ждать выпускного целых три года!
Помнятся и преподаватели, особенно преподаватели спец-дисциплин: Д-20, Д-12, и прочие "Д--". подполковник Казьмин, подполковник Лавентман. Особое слово хочется сказать о лейтенанте Горюнове.
Подполковник Казьмин преподавал устройство приборов системы управления "изделием": "Это усилитель - преобразователь команд. Смонтирован в ящике чемоданного типа, имеет замки патефонного типа. Справа - ручка для переноски. С торца - штекер " 231 для подключения напряжения питания, рядом - штекер 345 - для подвода сигналов датчиков положения "изделия", а вот здесь штекер 483 для снятия командных сигналов управления". и дальше, открыв крышку: здесь трансформатор, здесь конденсатор, а тут - дроссель" Ну и т.д.. Полковник Лавентман преподавал "Боевую службу по автономной проверке приборов управления". А лейтенант Горюнов преподавал работу электрической схемы "изделия": " Тумблер "Напряжение"" в положение "вкл". Горит транспарант "Напряжение, сработало реле 25, замкнулись контакты 2 и 4, подав напряжение на ***** " и т.д. После месяца чтения лексий он стал говорить о контрольной работе. И вот настал этот день. Лейтенант раздал листочки с грифом "совсекретно" и занялся своими конспектами. Мы сидим и ждем, когда он напишет на доске вопросы контрольной работы. А он поднимает голову: "А вы почему не работаете?" "А что делать?" "А у вас в правом углу написано". Смотрю, а у меня на листке карандашом написано "Нутация и деривация пули, выпущенной из французской винтовки в направлении с юга на север вдоль меридиана". Я сидел рядом с преподавательским столом, задаю вопрос: "Товарищ лейтенант. А причем здесь пуля, да еще из французской винтовки?" и слышу в ответ: "Вы на первом курсе техмеханику учили, в частности теорию гироскопов" ? "Учили" "Ну вот и отвечайте". А тут еще кроме теории гироскопов нужно было помнить еще и особенности конструкции французского стрелкового оружия. Еще и теорию Кориолесова ускорения. Вот так в КАТУ учили мыслить и применять свои знания.
Владимир, спасибо большое. Очень интересно и познавательно.
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за ваш рассказ! Я дочь Лагунова Юрия Федоровича, который, как и вы, поступил в КАТУ в 1955 году. Учитывая, что вы пишите, что вас в 55-м поступило 60 человек, я надеюсь, что вы его вспомните и сможете рассказать хоть пару слов о нём.
Он погиб в 1988, когда мне было 7 лет. Поэтому у меня очень немного знаний о его службе. Знаю только, что он участвовал в запуске спутников и в запуске «Востока-1» на Байконуре (уже после КАТУ).
Знаю, что 1952-1955 учился в ВМПУ, 1955-1958 КАТУ, потом, видимо, служил на Байконуре и 1965-1970 - учился в Можайке на специальности «конструкция и двигатели специальной техники».
Буду очень благодарна за любую информацию.
Владимир, пишите ещё! Вам есть что рассказать!
Где были казармы? Где проходили аудиторные занятия - теория и практика? Где в ангаре стояла ракета? В Елшанском овраге палили из арт.орудий? Что помните о Николае Найде?
Респект автору!Как можно помнить столько информации))Я после выпуска только сослуживцев и командиров помню))
Большинство людей в Камышине даже не догадываются о том какую роль в масштабах СССР и России играли и играют выпускники КВУ (Камышинское военное училище) от его зарождения, до его ликвидации. Хотелось бы, что бы ,особенно, молодежь знала об этом и росла не с комплексом неполноценности и преклонения перед так называемом Западом, а знала что и у нас были великие достижения, как и благодаря кому они создавались.
Полет Гагарина и многое другое, это не заслуга одного человека, это труд огромного числа советских граждан и в том числе камышан выпускников военного училища. Молодежь должна поверить в то, что и у них все получится, если будут стремиться и действовать как их предшественники.
В 2013 году были изданы две книги к 60 летию КВУ под названием Ратный труд на страже мира и Город стратегических ракетчиков. Там были собраны и напечатаны фотограффии и восспоминания выпускников разных периодов, опубликованы архивные документы.
Судя по статье на информационном портале в памяти людей еще осталось много интересного и того, что нигде не опубликовано.
В 2023 году исполнится 70 лет основанию КВУ . Благодаря техническому прогрессу есть возможность создать бесплатную электронную версию для всех желающих, продолжения книг об училище под названием - Воспоминания выпускников КВУ (по годам) Воспоминания именно о том как и какие достижения были достигнуты с участием наших выпускников и как училище помогло в этом.
Если эта идея получит поддержку, и воплотится до 1 октября (время пока еще есть), то думаю это будет хорошим подарком все к юбилею училища.
Если поддерживаете (или нет), то коротко отзовитесь.
С удовольствием прочитал статью и коментарии к ней. Достижения впечатляют. Таких Альбертов Голубевых (незаметных героев) без которых не было бы Гагариных и пр. нужно обязательно вспоминать. Страна должна знать своих героев!
Сергей, конечно, было бы замечательно пополнять и дополнять страницы истории нашего военного училища. Герой России Александр Михайлович Колгатин, наш современник, золотыми буквами навсегда уже вписал своё имя в историю училища и нашего города. Сегодня узнала о других, очень достойных людях из нашего военного училища. Пусть их список продолжится. Очень хочется знать о таких людях и скромных тружениках, без которых героями не становятся.
Сейчас президентом поставлена задача увеличить армию, но ведь в армии нужны и грамотные командиры, а у нас была замечательная база для этого. В училище поступали парни со всего Советского Союза. Может быть опять у нас, на старом месте, откроют военное училище. Мы уже привыкли считать свой город городом военных - пусть это будет так! (Рождественская мечта).
Респект Владимиру Владимировичу, Дмитрию Анатольевичу, исполнительной власти РФ за уничтожение военных училищ.
Делаю первый вклад -Документ -зеркало эпохи.......
Записка
А.Т. Рождественского, В.И. Гутьяна, Николая Дорофеевича Найды о действиях маршала А.И. Еременко по отношению к Камышинскому артиллерийскому техническому училищу
№ 00858 19 декабря 1957 г Совершенно секретно Экз. единственный
Заведующему военным отделом ЦК КПСС
Обращаемся к Вам с жалобой на действия командующего войсками Северо-Кавказского военного округа Маршала Советского Союза тов. Еременко в отношении Камышинского артиллерийского технического училища, дислоцирующегося на территории СКВО, но находящегося в подчи-нении маршала артиллерии тов. Неделина М.И.
Наше училище сформировано и начало работать в 1953 году в распоряжении войсковой части 15644 (с. Капустин Яр), имея в своем распоряжении единственную трехэтажную казарму общей площадью 3000 м2. В ней были размещены и жилые помещения для солдат и курсантов, классы и спецклассы с лабораториями, и циклы, и управление со службами. Короче говоря, все что необхо-димо было для того, чтобы как-то начать подготовку офицеров-техников для специальных частей. Офицерский состав в большинстве своем размещался на частных квартирах. В этих исключительно тяжелых условиях, усложнявшихся отсутствием в достаточном количестве учебных пособий, была организована и начата учебно-воспитательная работа с 450 курсантами первого набора.
Год спустя училище переехало на свое постоянное место дислокации в город Камышин (Сталинградской области). Здесь строительство военного городка для училища было далеко от завершения. Не были закончены ни учебный корпус, ни один из домов для офицеров и их семей. Училище располагало одной трехэтажной и одной двухэтажной казармами и столовой. На этих площадях училище развернулось до полного штата (900 курсантов) и продолжало работу в не менее трудных условиях, чем в Кап[устином] Яре. Личный состав видел, что строительство городка, хотя и мед-ленно, но шло, поэтому твердо надеялся на скорое улучшение, и всю свою энергию вкладывал в де-ло подготовки специалистов, не считаясь ни с какими трудностями
В 1955 году были выпущены первые 300 офицеров-техников (по двухгодичной программе). К этому времени условия действительно были улучшены: в декабре 1954 года был принят первый (из 6 по генплану) дом для офицерского состава (ДОС), к новому 1955-56 учебному году полно-стью вступил [и] в строй учебный корпус и вторая трехэтажная казарма. Значительно было улучше-но размещение курсантов и солдат, в нормальных условиях начали проходить занятия (в классах), было энергично начато и проведено развертывание учебно-лабораторной базы
Училище по-прежнему испытывало острую нужду в жилье для офицеров и их семей. Подавляющее большинство их по-прежнему жило на частных квартирах. Те же, которые получили площадь в ДОСе, жили скученно. Положение несколько улучшилось с вступлением в строй в 1956 году второго ДОСа. Однако этим проблема полностью далеко еще не решалась. 88 офицеров, в том числе и семейные, и по сей день, вот уже четвертый год, остаются необеспеченными жилплощадью и продолжают снимать частные квартиры, живя надеждой на вступление в строй 3-го ДОСа. Хотя за-ведомо известно, что и с заселением этого ДОСа полностью проблема не решается. 39 офицеров по-прежнему останутся без жилплощади. Однако те, кто имел больше преимуществ на получение жил-площади, ждали и надеялись. Окончание строительства этого ДОСа, несмотря на помощь строите-лям со стороны училища, из месяца в месяц отставало от плана и отстало уже более чем на 1,5 года. На этот ДОС, как говорится «все глаза проглядели». Наконец строительство начало подходить к за-вершению. Командование училища составило план заселения его
В октябре 1957 года для непосредственного руководства работами по завершению строитель-ства из Ростова прибыл начальник строительного управления СКВО полковник Никитенко. Строи-тели испытывали затруднения в рабочей силе, поэтому он посоветовал начальнику училища еще до полного окончания строительства и сдачи дома довести до офицеров план заселения, т. е. объявить конкретно, кто, какую комнату или квартиру получает, с тем чтобы привлечь к участию в заверша-ющих работах офицеров и их семей с целью скорейшей сдачи дома, что и было сделано начальни-ком училища. С этой же целью в воскресные дни были привлечены курсанты и солдаты училища. Сейчас ДОС находится в стадии сдачи и приема.
В этой обстановке, в субботу 14 декабря последовало личное распоряжение (по телефону) маршала Еременко начальнику училища полковнику Рождественскому — передать половину вступающего в строй ДОСа авиационному училищу (войсковая часть 13045), дислоцирующемуся также в Камы-шине и находящемуся в подчинении СКВО
Спрашивается почему и во имя чего? Эта часть раньше начала формироваться в Камышине, чем наше училище. Позже на 2 года приступила к учебной работе. Только в этом году развертывается до штата. Значительная часть офицеров только в этом году прибыла и прибывает в Камышин. Почему, спрашивается, они не могут на некоторое время разместиться на частных квартирах так же, как размещались в течение ряда лет офицеры нашей части и значительное количество (88 чел.) размещается и до настоящего времени? Совершенно непонятно. Непонятно тем более, что командование этого училища находилось в Камышине еще задолго до нашего прибытия сюда и после прибытия должно было заниматься только строительством своего городка (плановые занятия у них начаты значительно позднее), [но] фактически ничего не сделало. Даже тогда, когда в гарнизоне в этом году в связи с убытием строителей освободилась часть барачных помещений, не приняло мер к их освоению. А когда пришло время по-настоящему браться за дело, оказалось неподготовленным и ищет легкого выхода из положения за счет других
Вы можете себе представить реакцию, которая будет у офицеров нашего училища, если учесть еще, что многие в надежде на вселение в ДОС не запасались на зиму топливом и т. д. Это будет справедливое и резкое недовольство действиями маршала Еременко. Правда, он говорит, что это временно, на 4 месяца и заверяет словом маршала. Однако нам, живущим в Камышине и знакомым с темпами военных строителей округа, совершенно ясно, что за 4 месяца ничего не произойдет, что могло бы разрешить жилищную проблему ни для нашего училища, ни тем более для соседнего. В итоге слово останется словом, в ДОСе нашего училища будет расселена некоторая часть офицеров другой чати, а соответствующее количество офицеров нашего училища еще в течение ряда лет бу-дет оказываться без жилплощади (на 1958 год не планируется и закладка 4-го ДОСа)
Просим Вас вмешаться в это дело, помочь нам добиться отмены указанного распоряжения маршала Еременко и избавить тем самым от дополнительных, необоснованных трудностей для значительной группы офицеров Камышинского артиллерийского технического училища
Аналогичная просьба возбуждена начальником училища через генерала Дегтярева перед маршалом артиллерии Неделиным М.И. Принимаемые им меры нам пока неизвестны.
Начальником политотдела училища полковником Гутьяном по этому же вопросу 17 декабря послан доклад члену Военного совета СКВО генерал-майору товарищу Вашуре.
Коль скоро мы привлекли Ваше внимание к Камышинскому артиллерийскому техническому учи-лищу, заодно сообщаем Вам и наши другие нужды в надежде на Вашу помощь
У нас нет до сих пор:
— бани (здание ее уже около двух лет как выстроено, но из-за отсутствия якобы котла, по существу, законсервировано), весь гарнизон вынужден пользоваться единственной городской баней с ограниченной пропускной способностью;
— клуба, что затрудняет проведение культурно-массовой и политико-просветительной работы с личным составом. В то же время возможности города Камышина в этом отношении весьма ограни-чены, в гарнизоне нет Дома офицеров;
— спортивного зала
Наши доклады и просьбы по этим вопросам не находят положительного решения.
Члены КПСС:
Начальник Камышинского артиллерийского технического училища полковник (подпись) Рождественский
Начальник политотдела училища полковник (подпись) Гутьян
Начальник учебного отдела училища инженер-полковник (подпись) Найда
ГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 176. Лл. 274-278. Подлинник. Подписи — автографы
1 Документ зарегистрирован в ЦК КПСС 23 декабря 1957 года. К нему имеются две справки без подписи
«3 января 1958 года исх. № 04 начальник училища Рождественский доложил в ЦК КПСС, что маршал Советского Союза Еременко А.И. отменил свое решение, и 28 декабря 1957 года принятый в эксплуатацию ДОС заселен офицерами КАТУ (в/ч 86618)» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 176. Л. 279)
«6 января 1958 года маршал артиллерии Неделин возвратил заведующему отделом административных органов ЦК КПСС тов. Золотухину В.В. письмо Рождественского, Гутьяна и Найды и сообщил, что жилой дом заселен офицерами в/ч 86618 (исх. № 1702сс)» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 176. Л. 280)
Источники: 1. Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
Владимир, большое спасибо за воспоминание. Для меня выпускника КАТУ, 1965 года и занимающего ветеранами- ракетчиками г. Камышина, Ваши статьи просто клад. Книгу о ракетчиках написал Слонь Александр Данилович, живёт в г. Камышине. В настоящее время мы готовимся к 70-летию КВУ. В 2022 году привели в порядок постамент ракеты, покрасили ракету, установили мемориальную доску погибших в 1960 году на Байконуре.
Все эти мероприятия провели за счёт ветеранов--ракетчиков. Выпустили книгу ( не большого формата) Офицеры - Камышане ( страницы истории КВУ 1953-- 1998 гг) , составитель и автор полковник Бондаренко Александр Григорьевич.Книгу можно приобрести в типографии г. Камышина. С уважением п--к Ожигов О.М.
Здравствуйте, Олег!
Я дочь Лагунова Юрия Федоровича, который, как и вы, учился в КАТУ, но на несколько лет раньше вас. Я подумала, что, возможно, раз вы занимаетесь ветеранами-ракетчиками, у вас есть какая-то информация, доступ к архивам. Пишу с надеждой, что вы что-то знаете о моем папе и согласитесь рассказать.
Пап погиб в 1988, когда мне было 7 лет. Поэтому у меня очень немного знаний о его службе. Знаю только, что он участвовал в запуске спутников и в запуске «Востока-1» на Байконуре (уже после КАТУ).
Вот, что я о нём знаю:
1952-1955 учился в ВМПУ,
1955-1958 КАТУ,
потом, видимо, служил на Байконуре,
1965-1970 - учился в Можайке на специальности «конструкция и двигатели специальной техники».
Буду очень благодарна за любую информацию!
Шаров Юрий Михайлович
Служим Советскому Союзу!
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Курсант.
Камышинское артиллерийское техническое училище – КАТУ В/Ч 86618.
(август 1958 года – 21 июля 1961 года)
Как и почему я стал ракетчиком
Мечтой моей жизни было море. Я хотел стать военным моряком и непременно командиром. Чтобы реализовать эту мечту я занимался спортом в военно-морском клубе. Клуб находился в устье небольшого оврага, образовавшего бухточку, это за дворцом, в котором размещались партийная и советская власть города Камышин, сейчас в этом здании музей, а бухточка затоплена водохранилищем.
Это начало моей повести о себе, училище, людях, полигонах. Не стал моряком стал ракетчиком.
В клубе работали старший инструктор, он же начальник клуба Сергей Иванович и инструктор. Сергей Иванович в морской форме пришёл к нам в школу и предложил заниматься в военно-морском клубе, где нас подготовят к службе на флоте. В клубе собралось десятка полтора ребят, изъявивших желание заниматься, нас разделили на команды, потом подходили ещё ребята, кто-то, не увлёкшись, уходил. В клубе было 4 яла четвёрки – 4 гребца и два шестёрки. На первой встрече нам рассказали, чему здесь будут учить и что мы должны уметь делать, какие правила соблюдать. Мы должны научиться хорошо ходить на шлюпках на вёслах и под парусами, соблюдая все правила судовождения, а на Волге в то время было напряжённое движение, отходить от места швартовки, швартоваться в любую погоду, уметь бросать, ловить и подбирать грушу бросательного конца, плавать а одежде с оружием, владеть флажковым семафором, в совершенстве владеть приёмами спасания на водах. Зимой я изучил азбуку Морзе, получил и по нему спортивный разряд. Всему нас научили, имел три спортивных разрядов, я старался не для разрядов, а с целью поступления в военно-морское училище.
С аттестатом зрелости и приобретёнными знаниями и умениями, поехал в Ленинград поступать в Военно-морское училище им. Фрунзе, реализовывать свою мечту – стать военным моряком. Я хотел стать командиром корабля и бороздить просторы океанов. Я уже хорошо подготовленный матрос, ещё чуть-чуть - закончить училище, пару кругосветок и я адмирал. Получил вызов, проездные документы мне выдали в Горвоенкомате, взял по ним билет и на поезде Камышин – Москва поехал в Ленинград,в Москве пересадка.
В приёмной комиссии сказал, что я занимался в военно-морском клубе, у меня разряды по гребле, парусу, плаванию, азбуке Морзе, знаю флажковый семафор, приёмы спасания на водах. Меня взяли на заметку. Физическая подготовка моя была высокая, в медкомиссии это подтвердили, знаний было достаточно, если, конечно, не провалю сочинение из-за русского языка, великого и могучего, моих знаний на Его Величество не хватало. На территории училища был сквер, стояли белые ночи, и мы - несколько абитуриентов до отбоя бегали в сквере. Играя в салки, я левым глазом наткнулся на веточку, она поцарапала мне глаз, а завтра проверка зрения у окулиста, глаз слезится, комиссию я не прошёл. Прощай мечта о море, о кораблях, а ведь я был готовый моряк. Мне советовали не уезжать, а подать документы в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, но я был раздосадован и уехал.
Вернулся в Камышин. Поехал сдавать экзамены в Сталинградский политехнический институт, экзамены сдал, но не прошёл по конкурсу-по сочинению получил тройку. Особо не сожалел. И это хорошо, поступив, стоял бы на заводе за кульманом, не стал бы офицером, а затем руководящим работником Министерства, хотя кто знает, что было бы.
После неудачных попыток поступить в училище и в институт по путёвке Горкома комсомола пришёл на крановый завод. Как-то не сложилась у меня поначалу с обоими городами вождей: Ленин- и Сталинградом, но хорошо сложится попозже. Работал сначала учеником, а затем токарем. Летом следующего года пришла Повестка явиться в Горвоенкомат, явился, представился, Повестки были примерно такими.
Со мной провели беседу, спросили, где я хочу служить, мне предложили или служить на Черноморском флоте, а это четыре года жизни, или пойти в Камышинское артиллерийское училище и стать профессиональным военным. Мечта стать военным моряком осталась, но повреждённый в прошлом году в училище левый глаз видел несколько хуже правого, я отказался от своей мечты. Этот отказ направил течение моей жизни по другому руслу. Таких отказов и решений, в корне менявших мою жизнь было несколько.
Артиллеристом я совсем не хотел быть и отказался от училища, но офицер доверительно сказал мне, что это училище не артиллерийское, а какое оно - я узнаю только после поступления в него. Интрига оказалась притягательной и я тут же согласился с предложением, меня предупредили, чтобы я шёл туда немедленно, там приём документов заканчивается, но по направлению военкомата меня зачислят в абитуриенты. Я пошёл домой, сказал родителям, что ухожу в училище, взял паспорт, аттестат зрелости, комсомольский билет, предметы туалета, учебники, зашёл на завод – он в 200-ых метрах на Первом участке и отправился в училище. На КПП проверили документы и показали, как пройти в учебную часть, там меня зачислили в одну из групп абитуриентов и направили в казарму. С работы меня уволили 12 сентября, так что по документам я 12 дней одновременно числился на заводе и служил в армии. Все документы на заводе по моему увольнению оформлял отец.
Полковник Ожигов Олег Митрофанович, род. 01.1944 г.. По окончании средней школа в г. Пятигорске Ставропольского края в 1962 г. поступил в КАТУ 1-ый взвод, 5-ая батарея. По окончании ККТУ Направлен в 33 РА г.Омск. Проходил службу: г.Ужур Красноярского края-ст.инженер группы пуска, секретарь комсомольской организации, заместитель командира группы ТРБ, секретарь парткома ТРБ, далее на партийной работе в п. Жангиз-Тобе, Казахстан, г. Омск, г.Москва – Ак. им Ф.Э.Дзержинского – заместитель начальника командного факультета по военно-политической работе, ст. помощник начальника учебного отдела академии. Участник двух пусков ракет. Орден «За службу Родине в ВС СССР» 3-ей степени., медаль «За боевые заслуги». В 1995 г. уволен в запас по возрасту. Один из организаторов встреч в Камышине 1.10.2013 г. – 60 лет КАТУ, 29.09.2018 г. – 65 лет КАТУ.. Создал совместно со Слонем А.Д. и Зуевым Е.Б. фильм «Ракетчики».
За организацию встреч наша благодарность ему.