Источник: "Областные вести"
(http://oblvesti.ru/articles/vlast/ot-oblastnoi-dumy-k-oblastnoi-kazarme.html)

Распределение должностей в новом созыве областной думы чётко разделило представительный орган власти на депутатов «первого» и «второго» сортов. Водораздел между ними проложил сам губернатор, ему же и предстоит сполна испытать верность принятого решения на себе.

Новые правила перевода на «военное положение»

Подготовка к распределению ключевых должностей в областном заксобрании заняла более недели. При этом губернатор Андрей Бочаров использовал сразу две новации, никогда ранее не встречавшиеся в волгоградской политике.

Первое новшество состояло в том, что депутаты были фактически отстранены от процедуры выработки структуры представительного органа власти. Если ранее губернаторская власть разрабатывала свои предложения и пыталась их состыковать с инициативами самих депутатов, то на этот раз даже координаторами рабочих групп по определению поправок в закон о статусе депутатов и разработке проектов структуры думы являлись вице-губернатор и руководитель аппарата губернатора и правительства (Александр Федюнин) и его заместитель (Наталья Лисименко). Они и поставили депутатов перед двумя фактами: на освобождённой основе будут работать только 16 из 38 избранников, а структура думы будет состоять из десяти комитетов и двух постоянных комиссий.

Заявление Александра Федюнина о том, что представленные депутатам документы «не для обсуждения, а итоговые», чётко определило место будущих законодателей в новой системе региональной власти. Исполнительная власть публично продемонстрировала не только абсолютное превосходство над новыми законодателями, но и дала понять, что «ручное управление» депутатами будет сопровождать их с самых первых шагов.

Второе новшество состояло в том, что подготовка проекта структуры думы была поручена Андреем Бочаровым Общественной палате Волгоградской области. Тем самым принимаемые в недрах губернаторского аппарата решения облекались в форму «с участием и по поручению общественности», а их анонимность и коллегиальность были призваны обеспечить дымовую завесу прямому вмешательству губернатора в компетенцию законодательного органа региональной государственной власти.

Характерно, что высший общественный орган Волгоградской области был использован в целях, прямо противоположных его предназначению: разработка структуры велась в закрытом от общественности и средств массовой информации режиме, а её результат был обнародован на сайте Общественной палаты за один день до заседания думы. При этом остались скрытыми как имена непосредственных разработчиков проекта из состава членов палаты, так и какие-либо подробности по его существу.

В итоговом обнародованном документе обнаружился только перечень с названиями комитетов и комиссий, обоснованиями которого председатель Общественной палаты Олег Иншаков утруждать никого не стал.

В итоге депутаты проголосовали за решения, которые не просто были приняты без дискуссионного обсуждения, альтернативных проектов и всякой конкуренции за думские должности, но и были разработаны без их реального участия.

Назвать такую областную думу «филиалом аппарата губернатора» — значит очень сильно ей польстить.Новое заксобрание теперь скорее будет напоминать казарму, заполненную рядовым и сержантским составом срочной службы на 5 лет.

«Сержантский состав»

В депутаты «первого сорта» попали либо новички, не имеющие опыта политических интриг на региональном уровне, либо те, кто не будет стремиться к самостоятельной политической позиции, отличной от губернаторской. Всего — 10 комитетов и 2 постоянные депутатские комиссии.

Комитет по бюджету и налогам — Станислав Коротков.

Комитет по промышленности, ТЭК, транспорту и дорожному хозяйству — Дмитрий Калашников.

Комитет по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию — Владимир Плотников.

Комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий — Сергей Горняков.

Комитет по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов — Татьяна Бухтина.

Комитет по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму — Анна Кувычко.

Комитет по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности — Сергей Булгаков.

Комитет по охране здоровья — Наталья Семенова.

Комитет по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политике — Татьяна Цыбизова.

Комитет по ЖКХ, жилищной политике и строительству — Евгений Шаманаев.

Комиссия по вопросам регламента и депутатской этике – Александр Осипов.

Комиссия по противодействию коррупции — Юрий Чекалин.

Помимо должностей руководителей комитетов посты заместителей председателя думы получили Сергей Горняков, Владимир Плотников и Станислав Коротков. Подобное объединение должностей зампредов и руководителей комитетов позволяет дополнительно сэкономить три «освобождённых» депутатских ставки. Итого, вместе с председателем думы, получается 13 занятых оплачиваемых думских должностей вместо прежних трёх с лишним десятков в прошлом созыве. Ещё три оплачиваемые депутатские ставки остаются в резерве.

Депутаты «первого сорта» будут получать заработную плату, все остальные «второсортники» в лучшем случае могут расчитывать на «компенсационные выплаты», размер которых будет значительно меньше зарплатных.

В отличие от прошлого созыва в нынешнем составе думы руководящие посты достались не только депутатам-единороссам. Евгений Шаманаев (КПРФ), Юрий Чекалин (ЛДПР) и Дмитрий Калашников («Справедливая Россия») своим нахождением на руководящих постах будут символизировать многопартийность думы и политический плюрализм, царящий в её преимущественно единороссовских рядах.

«Рядовой состав»

Среди 22 депутатов, оставленных Андреем Бочаровым без денежного содержания и особых надежд на приобретение красивых статусов, как минимум две трети — люди энергичные, закалённые в политических интригах и вряд ли готовые смириться с отведённой им ролью статистов в суровой драматургии нового губернатора. Лишение зарплаты, ряда иных преференций и, самое главное, руководящего статуса станут не только сильным ударом по самолюбию многих из них, но и возможной причиной скрытого или явного саботажа. Думать,что, например, Виталий Лихачёв, Владимир Ефимов, Владимир Попов или Анатолий Бакулин будут регулярно приходить на заседания и просто нажимать правильную кнопку для голосования, по меньшей мере, наивно.

Сам по себе статус депутата областной думы в системе региональной власти не стоит почти ничего.Его дополнительная девальвация обесценивает ранее вожделенный депутатский мандат ровно настолько, чтобы депутат не боялся его потерять и/или превратился в саботажника или заговорщика.

С точки зрения популярности сокращения расходов на депутатские зарплаты решительный шаг Андрея Бочарова в этом направлении понятен и очень многим приятен. Однако он будет оправданным только в том случае, если станет частью общей стратегии сокращения расходов на содержание региональной исполнительной власти и её руководителей высшего звена. Без этого урезание количества депутатских освобождённых мест серьёзного экономического эффекта не даст, но зато станет причиной внутреннего раскола думы с самого начала её работы.

Предупреждать такой ход событий должен в первую очередь спикер заксобрания. Но и здесь Андрей Бочаров сделал весьма спорный выбор.

«Дневальный»

Интрига с выбором председателя Волгоградской областной Думы сохранялась до последнего момента.

Долгое время считавшийся претендентом № 1 на эту должность экс-глава Киквидзенского района и экс-министр по делам территориальных образований и информационой политике Александр Блошкин, по всей видимости, Москвой согласован не был.

Однако и попытки старой депутатской гвардии сосватать на эту должность Владимира Ефимова или Анатолия Бакулина успехом не увенчались. Именно вопрос по кандидатуре спикера более недели тормозил процесс начала работы областного заксобрания. В результате компромиссной фигурой оказался запасной вариант Андрея Бочарова — экс-глава городского округа города Михайловка Николай Семисотов.

Дважды избиравшийся (в 2005-м и 2009 гг.) на пост главы Михайловского района Николай Семисотов сделал очередной карьерный шаг в 2012-м благодаря Сергею Боженову и в первую очередь Олегу Керсанову. Отрешение губернатором от должности мэра Михайловки Геннадия Кожевникова за неисполнение судебных решений и объединение Михайловского муниципального района с муниципальным округом городом Михайловка позволили Николаю Семисотову выйти на новый уровень. При явке избирателей в 26% он набрал 62% голосов, значительно обогнав кандидата от КПРФ, чьи позиции в Михаловке были традиционно сильны и доставляли немало головной боли региональному единороссовскому начальству.

Победа Николая Семисотова была широко разрекламирована как триумф «Единой России» на территории области, о чём завляли и Сергей Боженов, и Владимир Ефимов, и… даже Андрей Бочаров, занимавший в то время партийную должность руководителя межрегионального координационного совета «Единой России» по ЮФО.

С подачи прежнего председателя (Олега Керсанова) Николай Семисотов становится председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», которая долгое время являлась одним из главных рычагов влияния в то время уже председателя правительства Олега Керсанова на внутреннюю политику региона.

В Ассоциации Николай Семисотов исправно исполняет функцию «подогрева кресла» в период отсутствия хозяина, при этом сам Олег Керсанов продолжает контролировать свой основной политический ресурс (http://smo-volgograd.ru/protokol_godovogo_sobranija_2013.htm).

Отставка Сергея Боженова и вслед за ним Олега Керсанова совершенно неожиданно выносит Николая Семисотова в формирующееся окружение врио губернатора Андрея Бочарова, который с первых шагов пытался опираться на руководителей «привластных» общественных организаций. Неудача с избранием на пост председателя думы Александра Блошкина фактически открыла дорогу Николаю Семисотову, который ещё всего два-три месяца назад и мечтать не мог о такой головокружительной карьере.

Что ждёт агронома Николая Семисотова на посту председателя Волгоградской областной думы? То же самое, что могло ждать другого агронома — Александра Блошкина, или любого иного человека, на кого случайным образом бы упал жребий совершенно непредсказуемого губернаторского внимания, — функция «дежурного по казарме».

А вот справится он с ней или нет, будет всецело зависеть от «второсортных» рядовых депутатов облдумы, которые тоже ещё совсем недавно и в страшном сне не могли увидеть маленького муниципального начальника в роли своего руководителя и главного законодателя региона.