Сегодня, 20 октября, исполнилось четыре года со дня вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы. В этой связи газета «Коммерсант» опубликовала материал Максима Иванова и Таисии Бекбулатовой «Москва не сразу построилась» (http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/politics/19876372/). В нем рассказывается об основных этапах обновления столичной власти и методах, которые использовал при этом г-н Собянин.
Редакции infokam.su эти сведения показались крайне интересными. Оставляя за читателями право самим оценить их, мы, тем не менее, решили выделить основные положения этой публикации. Надеясь при этом, что они станут пищей для размышления в первую очередь «вождей» нашего города.
Оказывается, сразу же после вступления в должность, новый глава города «пустил под нож» ряд топовых чиновников своего предшественника, сделав при этом ставку на чиновников вышестоящего уровня, работавших ранее на федеральном уровне. По прошествии четырех лет эти люди занимают теперь большую часть ключевых постов в мэрии. Дальнейшее обновление городской элиты было сосредоточено на формировании городской думы, депутаты которой рассматривали бы столичные проблемы через призму установок г-на Собянина.
Интересно, что кадровые перестановки, вызванные «естественным окостенением» старой элиты, ни в одном из случаев не сводились к сведению личных счетов. Начало этому процессу было положено понижением в должности сразу четверых первых вице-мэров. Эта участь не коснулась только куратора стройкомплекса 74-летнего Владимира Ресина, который еще какое-то время помогал новому мэру входить в курс дел.
Дальнейший подбор кадров во многом был, по мнению экспертов, «очень личностным». Вместе с Собяниным в московскую власть со временем пришли люди, которые ранее работали с ним в думе Ханты-Мансийского округа, аппаратах заместителя полпреда в УрФО, губернатора Тюменской области, руководителя АП и главы аппарата правительства. Некоторые из них со временем (скорее всего с одобрения Собянина) подтянули своих соратников.
Понимая, что «...часть чиновников должна служить при любых политических назначенцах», Собянин не стал полностью менять систему столичной власти, сделав при этом ставку на «знатоков». Сделано это было потому, что именно в их головах сосредоточена огромнейшая информация о механизмах управления городом. В частности, один из таких "кадров" - выходец из горизбирома Вячеслав Шуленин сделал рывок по карьерной лестнице аж до начальника департамента территориальных органов исполнительной власти, одного из ключевых «политических» подразделений мэрии.
Удалось Собянину выстроить «современную кадровую бюрократическую модель» и на среднем управленческом уровне. Сделал он это путем привлечения людей «с рынка, со стороны».
В отличие от своего предшественника, который выстраивал систему управления городом на принципах личной преданности, Сергей Семенович сделал ставку на так называемые "кадровые лифты". В частности, им были запущены программы отбора глав управ на конкурсной основе. Именно при Собянине главы управ и стоящие над ними префекты перестали чувствовать себя «князьками». Тем более, что со временем они стали находиться под зорким оком не только мэра, но и институтов общественного контроля.
В эти же годы в столице произошло значительное обновление представительной власти. В частности, уже на муниципальных выборах 2012 года обновление депутатского корпуса составило 55% (при этом на 60% обновились и главы муниципальных образований). Как известно, в том году в депутаты на волне протестов прошли люди, которые во главу угла поставили свою независимость. Однако большая часть кресел, как и ранее, отошла единороссам-бюджетникам, которые избирались как самовыдвиженцы.
Цикл обновления власти завершился выборами в Мосгордуму 14 сентября 2014 года. Заметим, что предыдущий созыв был избран в 2009 году. Так что, все эти годы команда господина Собянина работала с депутатами, избранными еще при г-не Лужкове. Тем не менее, как отмечается всеми столичными политологами, никто из тех депутатов, как и их коллег из исполнительной власти, демаршей против Сергея Собянина себе не позволял. Хотя при этом все они понимали, что обновление неизбежно.
Интересна деталь, связанная с избранием нового, последнего состава Мосгордумы. В отличие от российской глубинки, в Москве не было партийных списков. Все 45 депутатов были выбраны в одномандатных округах. Этому предшествовала и способствовала поправка в Федеральное законодательство, которая позволяла заксобрания городов федерального значения на 100% избирать по одномандатным округам. Как известно, судьба принятия поправки какое-то время стояла под вопросом. Поэтому, как известно, их авторами были депутаты, напрямую с Москвой не связанные.
Авторы публикации в «Коммерсанте» в этой связи делают весьма интересный вывод. Принятие этих поправок, якобы, позволило усилить автономию столицы от федерального руководства партии. При этом они ссылаются на источник "Ъ", входящий в близкое окружение мэрии и лично г-на Собянина: «Когда выборы проходят по мажоритарке, получается, что ему не с федеральным руководством партии нужно вопросы обсуждать, а лишь с каждым конкретным депутатом».
Приведенные детали становления мэрии нашей столицы и ее главы С. С. Собянина заставляют внимательного читателя задуматься. А не пора ли, наконец, и волгоградским градоначальникам и «властителям дум народных» всех калибров взять на вооружение пример столицы? Нам кажется, давно пора!