Жители Ахтубинского района Астраханской области хотят стать волгоградцами. Эта новость в считанные часы облетела интернет-пространство страны и стала одной из самых обсуждаемых. Не обошли вниманием итоги опроса, проведенного сайтом Ахтубинска, и Клуб экспертов Волгограда, члены которого высказали свои позиции по возможной «перетасовке» территориального деления Нижней Волги. Прозвучал даже исторический экскурс в годы, когда был образован Нижневолжский край.

Напомним, что новое территориальное деление стало реальностью 11 июня 1928 года. Центр края изменялся: с 1928 по 1932 годы центром был Саратов, а с 1932 по 1934 годы — Сталинград (Волгоград). В состав громадного территориального образования входили 8 округов (Астраханский, Балашовский, Камышинский, Сталинградский, Саратовский, АССР Немцев Поволжья, Калмыцкая автономная область и другие).

«Голосование посетителей одного из информ-ресурсов Ахтубинского района Астраханской области вновь возвращает общественность к обсуждению темы формирования Нижневолжского края, — отметил, в частности, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области Виталий Арьков. — Однако, если несколько лет назад, когда тема объединения регионов Нижнего Поволжья активно обсуждалась экспертным сообществом, за столицу нового субъекта Федерации предлагалось взять Астрахань (и не только потому, что там есть свой Кремль), то сейчас — Волгоград. Меж тем, плюсы от возможного укрупнения регионов почти все те же.

Главным плюсом возможного территориального укрупнения на Нижней Волге эксперт назвал создание системы так называемой «береговой экономики».

«Несомненно, что основой экономической системы Нижневолжского края может и должна стать «береговая экономика» — инфраструктура, сформированная в дельте Волги и на северном побережье Каспия, включая строительство нового или расширение имеющегося Волго-Донского судоходного канала в Волгоградской области, модернизация порта Оля в Астраханской области, а также реализация новых сырьевых и транзитных проектов на Каспийском море и на Волге, отметил Арьков. — Даже в том случае, если создание Нижневолжского края так и останется (по крайней мере, пока) лишь в умах стратегов и общественных дискуссиях, для более интенсивного развития Волгоградской и Астраханской областей, а также Республики Калмыкия важна реализация масштабного проекта по интеграции в единый транспортный узел Волго-Донского судоходного канала, портовой инфраструктуры Волгограда, Волжского, Калача-на-Дону, Камышина, а также портов Оля и Лагань (Калмыкия) в новую отмеченную выше «береговую экономику», тем самым, позволив вовлечь регионы в набирающую обороты торговлю России с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и, особенно, с Ираном».

Заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук Александр Стризое акцентировал внимание членов Клуба на том, что «казус Ахтубинска» раскрывает новые возможности развития Волгоградской области.

«Не вдаваясь в обсуждение всего комплекса проблем волгоградской имиджелогии, обратим внимание на один существенный момент. Устойчивое и гармоничное развитие больших городов сегодня достигается вовсе не тогда, когда они, подобно Москве, «выкачивают» из окружающих их территорий активное и мобильное население, финансы и прочие ресурсы, а тогда, когда жители малых городов и сел, связывая с мегаполисом реализацию своих планов обучения, лечения, получения иных социальных благ и услуг, возвращаются в свои родные места, живут в них, регулярно посещая региональную столицу.

Это предполагает, во-первых, работу над позитивным имиджем не только регионального центра, но и всей области, а во-вторых, реальную поддержку малых городов, решения их проблем, развития транспорта и сети дорог.

Именно это может усилить социально-экономическую и культурную интеграцию с Волгоградом не только Ахтубинска, но и, например, Камышина и Урюпинска, жители которых в решении ряда проблем ориентированы на соседние областные центры.

Развитию малых городов Волгоградской области может способствовать программа создания максимально приближенных к производителю предприятий по переработке сельхозпродукции, о федеральном финансировании которой договорился в прошлом году волгоградский губернатор Андрей Бочаров», — подчеркнул эксперт.

Главный редактор еженедельника «МК в Волгограде» Евгений Калинин считает, что голосование жителей Ахтубинска — это оценка политики астраханского губернатора Александра Жилкина.

«Очевидно, что на результаты голосования в Ахтубинске повлияли не всполохи генетической памяти потомков экс-сталинградцев, а вполне прагматичный расчет. Более чем внятно (72% за присоединение к Волгограду) обозначив свою позицию в ходе голосования, ахтубинцы выставили свою оценку успешности региональной политики губернатора Александра Жилкина, и эту оценку заметили и совершенно определенно трактовали в Москве. Реакция астраханских властей на результаты голосования пока запаздывает, но всем очевидно, что долго игнорировать «казус Ахтубинска» у Жилкина не получится», — отметил Калинин.

Как бы дальше не сложилась ситуация, вопрос «чей Ахтубинск?», судя по всему, еще долго будет одним из самых сложных, а ответ на него станет своеобразным маркером во взаимоотношениях волгоградских и астраханских политиков.