Сегодня в Камышинской городской думе заседала постоянная депутатская комиссия по образованию, культуре, молодежной политике и спорту.
Основной темой дискуссии стал вопрос реализации в 2014 году муниципальной программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в городском округе-город Камышин на 2013-2015 годы». Хотя докладчиком по плану значилась заместитель главы администрации города Валентина Баринова, фактически им выступила начальник городского управления финансов Елена Громова. А Валентина Баринова присутствовала и бросала реплики.
Собственно, на всю программу потратили в прошлом году из городского бюджета немногим более миллиона рублей, смогли сделать на эти деньги пандус около одной библиотеки, купить предупреждающие звуковые устройства для двух светофоров и начать проектировать специальные безопасные пешеходные переходы. Это, так сказать, материальные приобретения. Кроме них для инвалидов устраивали вечера отдыха и оздоровительные походы в спортзал, бассейн и т. д.
По словам ведущего профильного специалиста городского комитета образования Елены Чеваниной, всевозможными мероприятиями город охватил порядка 7 тысяч инвалидов. Много это или мало, ни Елена Чеванина, ни Елена Громова, ни Валентина Баринова сказать не смогли. Потому что никто из них не задавался вопросом, сколько вообще инвалидов в городе. Не знали докладчики, и сколько в Камышине «колясочников».
Между тем член депутатской комиссии, главврач детской городской больницы Михаил Фрумкин с большой долей уверенности предположил, что инвалидов по разным заболеваниям и разных групп в городе может оказаться примерно 20 процентов от всего населения. Это 23-24 тысячи молодых и пожилых людей! Так что, сопоставив общее количество и «охват», говорить об эффективной работе администрации с названной группой горожан пока весьма сложно.
Да и вообще безбарьерная среда — в первую очередь не развлекательные посиделки. А — возможность инвалиду выехать из квартиры самостоятельно и покатить по городу! Разумеется, в Камышине до такого уровня доступной среды — как до луны.
Михаил Фрумкин рассказал, как на днях встречался с активистками «Движения в защиту детства», как мамы больных ребятишек жаловались, что с инвалидной коляской по большинству наших тротуаров и дворов, по ямам и ухабам, попросту передвигаться невозможно. Депутат привел откровение знакомой, которая уехала на постоянное место жительства в европейскую страну с сыном-инвалидом. Мальчик-«колясочник» там спокойно отправляется по своим делам из дома на весь день. Когда возвращается после путешествия, мать видит на его лице счастливую улыбку, которая никогда не появлялась до переезда.
Тут членам депутатской комиссии пришлось вернуться "на землю" и узнать, что на 2015 год Камышину выделили 3 миллиона федеральных денег на безбарьерную среду. Эти деньги, как выразился один из депутатов, «подогнали» под покупку двух низкопольных автобусов для городских маршрутов. Идея такая — чтобы удобнее было забираться в транспорт инвалидам. Удастся ли добавить из городского бюджета еще на что-то серьезное по программе - большой вопрос.
У меня лично сложилось впечатление довольно дежурного рапорта по теме. И показалась неприемлемой манера «пения хором» по проблемным моментам. То есть, вместо чиновника-докладчика, который, по логике, пришел для отчета перед народными избранниками и этим принял на себя персональную ответственность за достоверность цифр и фактов, излагаемых в диалоге с членами комиссии, происходит следующее. Депутат задает вопрос — в ответ возникает многоголосие, в которое «сбиваются» и высокопоставленные чиновники, и их подчиненные, и присутствующие на комиссии в качестве слушателей депутаты, не имеющие права голоса. Кто озвучивает реальную информацию — поди пойми. (К слову, эта практика «хора» стала проникать и на заседания думы: например, глава администрации, один из первых руководителей города, во время собственного отчета переадресовывает принципиальные вопросы "второстепенным" чиновникам, хотя мнение последних совершенно не интересует городское представительное собрание).
Как мне видится, председателю комиссии Вячеславу Бударину в этом смысле предстоит отстроить порядок обмена мнениями за «овальным» столом. Кстати, конкретного положительного опыта можно поднабраться, поприсутствовав на комиссии, где председательствует депутат Камышинской городской думы Игорь Скрипкин. Вот у кого все четко, все ремарки с позволения председательствующего, никаких «дуэтов» и «квартетов».
В план апрельского заседания комиссии по образованию по моей инициативе сегодня включили вопрос о конфликтных ситуациях в детсадах, связанных с «уплотнением» групп. Практически все коллеги-депутаты из комиссии поддержали меня в том, что стоит подробнее вникнуть, как же чиновники планируют добиваться хорошего качества присмотра за детьми меньшим составом воспитателей в большем количестве детсадовских групп.