В конце минувшей недели мне довелось попутешествовать по средней полосе России. Несколько дней до дождей выдались восхитительными. Солнце, кучевые облака в неохватном небе, куда ни кинь глаз — все зеленеющие поля, осины, березы...
В напитавшихся влагой рощах уже зажглись огоньками золотистые адонисы, ветренницы, чистяк.
А вот черноземных голубых подснежников почти не осталось. Хотя в мои студенческие годы, помню, ими были усыпаны все леса и парки под Воронежем.
И мы, высокомерная от молодости литературная элита Воронежского университета, с особым чувством цитировали на семинарах строчки русского классика Ивана Бунина, которые считали «гимном» именно местным первоцветам:
В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.
И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.
В этот раз меня искренне тронуло, как защищают редкие полянки с голубыми пролесками (так правильно называется это весеннее чудо) школьники-экологи, к примеру, Бобровского района Воронежской области. Они выставили в придорожных зарослях самодельные и немного стилистически корявые аншлаги на картонках: «Пожалуйста, не рвите эту красоту природы. Сохраните ее для России».
Представьте, действует. По крайней мере, я оказалась далеко не единственной, кто в бобровском дубняке на несколько минут вышел из машины, сбросившей скорость при виде лужаек с россыпями остролистных «топазиков», чтобы «поохотиться» за лесными драгоценностями исключительно с фотокамерой...