«Как прекрасен и удивителен театр! Как тут все слито в одно: слово и смыл, декорации и костюмы, свет и музыка». Эти слова Наталии Сац я часто вспоминаю, особенно сейчас, когда свирепая оптимизация рушит библиотеки, музеи, угрожает гибелью 105-летнему Камышинскому драматическому театру. Когда мы боролись против переноса библиотеки, мне  в администрации города четко было сказано: «Вот вы любите театр, а если не продадим библиотеку, то его закроем».

Поэтому я обращаюсь не к сомневающемуся мэру, не к решительному главе администрации, а непосредственно к читателям, к дорогим моему сердцу камышанам, которых я в меру своих сил вот уже 57 лет призываю любить прекрасное, посещать выставки, концерты и театральные постановки. Очень точно статью, подобную моей, озаглавила журналист из «Легкого дня» Людмила Курсекова: «Судьбу театра решает зритель». Так давайте же решать. Зритель самим фактом своего присутствия уже поддерживает театр, а остальные? Хочу всех призвать стать зрителями. Ведь если бы, не дай Бог, на наших глазах тонула Лариса Жарова, мы бы все бросились бы и спасли. А сейчас тонет прекрасный, слаженный, талантливый, перспективный коллектив. Да жалко до смерти! Сижу в театре и словно слушаю прощальную скрипку на «Титанике». Стоит перед глазами с тоской во взоре Юрий Щербинин (спектакль «Немного нежности») и на фоне бельканто Лучано Паваротти проникновенно говорит: «Нет лучшего друга, чем искусство». Как не взорваться аплодисментами? Как не поддержать своих, а не только заезжих, артистов?

В этом сезоне театр необыкновенно хорошо играет. И репертуар отменный, и новые лица на сцене интересны и привлекательны (Алексей Лобойко, Лала Белоглазова, Яна Арзамасцева, Светлана Олейник), и жанры постановок разнообразны — от трагикомедии до капустника, от драмы до фарса, от шоу до музыкально-литературной исторической композиции. Юмор, сатира, дружный смех и глубокая душевная скорбь — все доступно и артистам, и зрителям.

Мичуринцы, к которым наш театр ездил на гастроли, написали в «Книге отзывов»: «Удивительно, замечательно играют абсолютно все актеры!»

В минувший сезон на фестивале «Театр и поклонники» мы признали лучшими артистами Николая Дубровина и Светлану Смирнову. Меня поразило как выросло их мастерство в тех же пьесах в новом сезоне. Как ярко зарождается юношеская любовь в «Моем бедном Марате». Каждый зритель вспомнит свои первые школьные увлечения. А как расцвел «Калека с острова Инишмаан». Да, спектакль должен расти и не настаиваться, как хорошее вино. Растет зритель, формируется артист — гражданин, который выходит на сцену не для того, чтобы блеснуть, а чтобы научить, помочь, спасти. Хотя и развлекать, конечно же, нужно.

Все камышинские театралы очень любят премьеры. Еще бы, зал полон, знакомых в публике множество, весь коллектив театра в судорожном волнении, включая билетеров и гардеробщиков. Зрители в ожидании чуда, актеры в ужасе от возможного провала...

Короче, это всеобщий трепет, почти стресс. В том-то и прелесть. И журналисты обычно пишут только о премьерах.

По зову сердца, а скорее из-за надвигающегося склероза, я многие спектакли видела 2-3 раза. И каждый раз удивлялась — до чего же не похожи последующие впечатления от предыдущих! Театр работает, спектакль растет. После треволнений премьеры зрелище обретает естественность, правду жизни, легкость диалогов, глубину чувств. Страх перед режиссерскими и журналисткими разборками исчезает, появляется так нужная актерам уверенность в себе. Не зря же в некоторых столичных театрах отдельные спектакли идут годами и десятилетиями. Постепенно шлифуются и покоряют миллионы зрительских сердец.

В провинции такого простора нет. Спектакль подрос, стал лучше, а зрителей все меньше и меньше. Они соберутся на новую премьеру, уже почти готовую. И снова стресс, трепет, ожидание чуда и ужаса. А прекрасный спектакль, который смотреть бы да смотреть, уходит со сцены. Это как если бы мы вырастили дивные розы, но понюхали бутоны, сорвали их и бросили, не увидав красоты цветения. Думаю, многие актеры тоскуют из-за этого. А руководство вообще с ума сходит из-за невозможности свести финансовые концы с концами. Прямо как Джон Кописки, который 10 лет производит молоко себе в убыток.

Честно говоря, наш театр нужда не покидала никогда. Все 105 лет приходилось бороться за место под солнцем, выполнять напряженные творческие планы, но такого обилия талантливой молодежи, такой страсти выкладываться до конца я что-то не припомню.

Как нашу страну сначала озадачили, а потом воодушевили западные санкции и теперь больше внимания уделяется местным производителям, так и театр под угрозой полного прекращения финансирования сначала приуныл, а потом перешел к бурному творческому обновлению и дальнейшему развитию. Раскупите билеты на последние спектакли нынешнего сезона, на новый фестиваль, посмотрите все показанные новые премьеры подряд, на новом, ставшем традиционным заключительном фестивале, почувствуйте как хорошо, когда в зале нас много и у нас единое дыхание, единый смех, единые слезы. Не допустим гибели нашего театра, как допустили когда-то разрушение храмов и разбазаривание детских садов. Спасем нашу радость!

Каждую неделю бываю в театре и всегда вижу что-то новенькое. Свежие фото в вестибюле, какое-то особое журчание фонтана у зеркальной стены, лотерейные билеты в дополнение к программке. В антракте по ним можно выиграть пригласительный билет на последующий спектакль. Новая художественная выставка в фойе (сейчас это Юлия Бунякова, отличный колорист). В буфете новые чашечки для кофе. До этого были мягкие стаканчики, которые из-за высокой температуры трудно удержать в руках, но легко опрокинуть себе на платье.

Превосходны пятничные концерты вокалистов перед спектаклем. Лариса Повышева, Татьяна Наконечная, Валентин Яковлев, Денис Архилин...Это вроде бы самодеятельность, но какой уровень! Поют и сами артисты. Их профессионально учит актриса, выпускница столичной академии, а до этого нашего колледжа искусств Лала Тумалиева (с этой фамилией мы все ее помним).

Анна Дух, приехавшая из Подмосковья, из города Ступино пишет: «Наш город тоже районный, но такой роскоши, как драмтеатр, у нас нет. Спасибо вам за счастье наслаждаться прекрасным». А мальчик Саша и Антиповки считает: «Ваш театр — самый лучший в мире!» Уже двадцать лет детские спектакли на большой и малой сценах влекут и радуют наших мальчишек и девчонок.

Тому, кто совсем не любит театр и читать о нем не хочет, советую: «Не ходи, но подумай о своих детях и внуках, не лишай их счастья, купи билет в будущее».

Трудно судить до какого пессимизма доведет нас кардинальная оптимизация, когда грозит голод, с роскошью расстаются. Мы еще не знаем, что нам предстоит. Но негоже городу настоящих людей покорно склоняться перед обстоятельствами. Решать хозяйственные и финансовые проблемы за счет культуры, на мой взгляд, преступно. Ибо культура — это душа нации. Каждому камышанину нужно что-то сделать, чтобы ее защитить и спасти.