Советская власть вернула все на круги своя: церкви рушились пролетарской рукой. Можно опять вздыхать о проклятии. А тут еще сокровища атамана покоя не дают. Впрочем, обо всем по порядку…
В 1671 году на Красной площади сразу же после казни Стеньки Разина, его брат, Фрол, крикнул на плахе: «Слово и дело государево!» — и рассказал, что знает тайну кладов атамана. Эта весть с быстротой молнии разлетелась среди простого люда. Фрола возили на Волгу, но кладов так и не нашли. Как считают историки, разбойник попросту искал возможности сбежать…
Фрол был обезглавлен. В скором времени возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегу Волги. Пересказываются и проверяются они и в Камышине — месте, где «гуливал» Степан Разин и разносился над Волгою клич «Сарынь на кичку!».
Вдруг в одном из подземелий!
В вопросе «кладов атамана» ученые разделились на два лагеря. Одни историки не отрицают фактов существования «сокровищ разбойника Разина». Они обосновывают свое мнение тем обстоятельством, что многие места на Волге связаны с именем знаменитого атамана. Действительно, туристам экскурсоводы показывают «Стенькины бугры». Можно услышать: «Тут Стенька станом стоял… Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место «Стенькина шапка». На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен».
В путеводителе 1900 года есть такие строки:
Вот и знаменитый исследователь московской жизни, писатель В. А. Гиляровский не удержался от того, чтобы не съездить на Волгу. Местный сопровождающий рассказывал писателю: «Много золота-серебра зарыл он (Разин — прим. авт.). Вот гляди, гляди: все расковыряно, все ямы. Еще когда я мальчиком был, так уже ямы были. Все поклажу атаманову искали». (Рассказ «Суслик», 1928 год.)
Подземелья — это скиты?
Другие ученые, как камышинский историк и краевед Г. Шендаков, считают, что никаких кладов попросту не существовало.
— Разбойники, разорив караван и награбив добычу, все тут же «раздуванивали», — рассказывает Геннадий Шендаков. — Попросту говоря, делили и спускали с рук. Обычное разбойничье дело. Пещеры, обнаруженные в Камышинском районе, это скиты, где вели затворническую жизнь беспоповцы-колесовики, поклонявшиеся солнцу — «колесу».
Действительно, протоирей Иван Терновский в описании Камышинского уезда писал: «От Саратова до Царицына нет ни одного села, хутора, где бы жители вместе с волжской водой не всосали в себя и раскол». Ближайшие к Камышину староверческие скиты располагались в местностях, прилегающих к Уракову бугру и бугру Разина. Скиты устраивались в подземельях, проникнуть в которые можно было со стороны оврага или ближе к обрывистому берегу Волги. Продолжительность каждого из десятка ходов достигала 600–800 метров, хотя бывают и небольшие — 6–12 метров.
И знают где, да непонятно как
Сокровища атамана не один век бередят умы кладоискателей. Но не даются клады в руки, и о том ведает множество легенд. Интересно, что во многих из них сходится одна деталь: спрятав клад, Разин для примета (раньше говорили именно так — прим. авт.) сажал вербу. Видимо, очень любил атаман это растение.
Историк Л. Вяткин приводит такую легенду: «Много у Стеньки было всякого добра. Девать его было некуда. По буграм да по курганам волжским Стенька золото закапывал. В Царицынском уезде курган небольшой стоит, всего каких-нибудь две сажины вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно, как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла — судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево… Сказывают, что доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро».
А факты где?
История сохранила много разнообразнейших сведений об обнаружении земляных провалов и пещер, «устланных татарским камнем». Однако самих кладов разбойничьего атамана в них найдено не было.
О сокровищах рассказывает описание, можно сказать, недавнего исторического эпизода. Участник Великой Отечественной войны Г. И. Бессонов рассказывал, что во время жарких боев в районе Сталинграда, после налета бомбардировщиков Геринга, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько пушек, сложенных в ряд. Дульная часть одной из пушек скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, перстни, которые довольно быстро разошлись по рукам. Кое-кто пытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. После очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Вскоре началось наступление Паулюса, и о кладе забыли…
Следует сказать, что в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь. Как свидетельствуют историки, достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые «порченные» пушки, забивал стволы кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил памятный знак или ориентир (ту же вербу для примета!), а само место и его описание заносил в «грамотку», дабы при необходимости можно было отыскать.
Легко сказать отыскать, да вот беда — не находят. Возможно, прав В. А. Гиляровский, писавший «Сказывают, что сам атаман их (сокровища — прим. авт.) бережет, что он смерти лишен и осужден век-веченский, сколько ему положено, мучатся в подземной каменной пещере, со своими золотыми».