В «Кавказском календаре» за 1867 год есть интересный рассказ о Ермаке. Если вы найдете эту книгу в Российской государственной библиотеке, то еще раз удостоверитесь в том факте, что спор о том, куда идти, произошел на речке Камышинке.
И отправилась отсюда ватага атамана Ермака покорять Сибирь, о чем в наши дни написаны книги и сняты фильмы. Как установили историки, Ермак прибыл на Дон, но тут случились у него разногласия с атаманом Андреем Шадрой. Часть казаков ушла на Терек. Ермак пошел к Волге, где в то время «гуливали» атаманы Кольцо, Пан и другие. За их набеги по «добыче зипунов», в которых были разграблены не только кочевники, но и московские торговые корабли, попали все они в царскую опалу. В это время на речке Камышинке Ермак устроил стан и отправил казаков-гонцов на Терек и Яик с предложением «итить на Сибирь».
...А позже пошла «гулять» по казачьим станицам протяжная, красивая песня «Как на речке было на Камышинке». Писал об этой песне и Михаил Шолохов в «Тихом Дону», которому также в грозные сороковые годы Великой Отечественной войны довелось побывать на Камышинке-реке.
Как на речке было на Камышинке.
Там жили-проживали люди вольные.
Все донские, гребенские да яицкие...
Собирались, они соезжались, во единый круг.
Во кругу они думу думали.
Кому из нас, братцы, атаманом быть?
Ермак, он не глупой казак.
Вот бы Ермак речи говорил, ровно как в трубу трубил.
На казачьем круге казаки избрали атаманом Ермака. Дальше историю знает любой школьник: Ермак Сибирь покорил, а царь взамен на такой «подарок» опалу с казаков снял.
Они думали все думушку единую:
Уж как лето проходит, лето теплое,
А зима застает, братцы, холодная.
Как и где-то нам, братцы, зимовать будет?
На Яик нам идтить, — переход велик,
А на Волге ходить нам, — все ворами слыть...
Под Казань итить — там Грозный царь стоит.
Послал он рать великую,
Послал на нас сорок тысячей,
Пойдем мы на Иртыш-реку,
На реку мы сибирскую,
На Иртыш-реке земли вольные,
На Иртыш-реке леса темные,
Возьмем в полон Тюмень-город,
Там мы зимовать будем...
Пойдем мы на охотушку,
Будем бить куниц-лисиц,
Бить куниц-лисиц да черных соболей,
Пошьем себе куньи шапочки,
Пошьем себе лисьи шубочки,
Пошьем себе собольи сапожечки,
Пойдем к царю поклонимся,
Пойдем к царю воспокаемся...
Есть и другой вариант песни...
На вольных степях было Саратова,
Чуть повыше было города Камышина,
Чуть пониже было города Саратова,
Собирались все с Дону казаки — донцы-мигулинцы,
Все донские, гребенские — они люди вольные,
Собирались они во единый круг,
Да в кругу стоял Ермак — Тимофеев сын,
Ермак речи говорил — ровно как в трубу трубил.
Песню в исполнении ансамбля «Казачий круг» можно послушать здесь (https://2009.kaz-krug.ru/pesniarch/78-narechkekamish.html).
Ещё раз скажу, что достоверная хронология и география Сибирского похода Ермака - вопрос дискуссионный, как и вообще его личность. Песенка эта явно новодельная с имитацией под «седую старину». Её автор (автор текста) явно не дружил с географией, для этого нужно просто сопоставить текст с физической картой. Да и с историей тоже. Например Тюмень была основана уже после смерти Ермака.
Этот вопрос много лет исследовал бывший директор школы №18 Кузнецов. Он потомственный казак и историк по профессии. Проведенные им исследования с высокой степенью достоверности говорят о том что свой поход Ермак начинал именно из наших мест. Я даже не собираюсь спорить с автором предыдущего поста, который свои досужие домыслы пытается представить как мнение знатока и эксперта. Для ведения дискуссии нужны исследования, а не мнения дилетантов.
Обычной логики хватает. Откуда Ермак знал про Иртыш и Тюмень? Ты ещё хуже дилетанта.