Летом 1952 года теплоход «Иосиф Сталин», построенный на заводе «Красное Сормово» в 1937 году (кинозрители могли видеть в фильме «Волга-Волга»), взял курс на Сталинград, чтобы торжественно открыть Волго-Донский канал им. В. И. Ленина.
В Химках (это Северный речной вокзал Москвы) состоялся митинг. Конечной целью маршрута, пишет писатель Евгений Долматовский, который был в числе пассажиров знаменитого рейса, должен был стать «старинный казачий посёлок Калач-на-Дону». Следуя по Волге, теплоход сделал остановку и в Камышине, где состоялся многотысячный митинг.
Вот как описал эту стоянку Евгений Долматовский в книге «Первый рейс», которая увидела свет в 1953 году:
«...Итак, мы плывём по будущему Сталинградскому морю. Ещё ночь и день пути — и мы будем в Сталинграде.
Теплоход идёт в степных берегах и знойным утром подходит к пристани Камышин. Камышин уже относится к Сталинградской области.
Город этот некогда считался захолустным, но в истории нашей Родины ему посвящена замечательная страница. Сюда, в Камышин, 25 июня 1918 года приехал товарищ Сталин для налаживания транспорта и перевозки продовольственных грузов. В ту пору, облечённый чрезвычайными полномочиями, товарищ Сталин руководил обороной Царицына, решавшей судьбу всей республики.
Первое, что мы увидели, приближаясь к Камышину, были стрелы башенных кранов, склонившиеся над ещё невысокой кирпичной кладкой.
Прошлой весной жизнь в городе текла чуть замедленно и улицы его были немноголюдны. А сейчас? Поглядите-ка! Вся пологая часть берега заполнена встречающими теплоход. Густо усеяны людьми и высокие бугры, где начинаются улицы города. Народу так много, что на просторном берегу не хватает места и первые ряды встречающих стоят уже чуть не по колено в воде. Возникает митинг, на котором представители трудящихся Камышина с волнением говорят о предстоящем празднике — открытии Волго-Дона.
Мы беседуем с жителями Камышина, интересуемся, что за строительство возникло на окраинах города. Оказывается, в Камышине совсем недавно начато строительство крупного хлопчатобумажного комбината, оснащённого первоклассной отечественной техникой.
— Значит, хлопок будет доставляться сюда из Туркмении по Каспию и Волге и здесь перерабатываться в ткань? — делает вывод один из наших спутников.
— Что вы! — возражает ему загорелый подросток с причёской, явно заимствованной у земляка камышан, лётчика Алексея Маресьева. — Зачем же из такой дали возить хлопок? Хлопок будет расти в наших сталинградских степях, на орошаемых полях Заволжья. Ведь моря и каналы полностью изменят здесь и почву и климат. Так что камышинский текстиль будет производиться из местного хлопка».
Ведь были люди как люди.Что с нами со всеми сделали.
Товарищ Сталин, вы большой учёный -
в языкознанье знаете вы толк,
а я простой советский заключённый,
и мне товарищ - серый брянский волк.
За что сижу, воистину не знаю,
но прокуроры, видимо, правы,
сижу я нынче в Туруханском крае,
где при царе сидели в ссылке вы.
В чужих грехах мы с ходу сознавались,
этапом шли навстречу злой судьбе,
мы верили вам так, товарищ Сталин,
как, может быть, не верили себе.
И вот сижу я в Туруханском крае,
где конвоиры, словно псы, грубы,
я это всё, конечно, понимаю,
как обостренье классовой борьбы.
Дымите тыщу лет, товарищ Сталин,
и пусть в тайге придётся сдохнуть мне,
я верю: будет чугуна и стали
на душу населения вполне.