Летом 1952 года теплоход «Иосиф Сталин», построенный на заводе «Красное Сормово» в 1937 году (кинозрители могли видеть в фильме «Волга-Волга»), взял курс на Сталинград, чтобы торжественно открыть Волго-Донский канал им. В. И. Ленина.

В Химках (это Северный речной вокзал Москвы) состоялся митинг. Конечной целью маршрута, пишет писатель Евгений Долматовский, который был в числе пассажиров знаменитого рейса, должен был стать «старинный казачий посёлок Калач-на-Дону». Следуя по Волге, теплоход сделал остановку и в Камышине, где состоялся многотысячный митинг.

Долматовский, Камышин, Волга
Иллюстрация и текст из книги Евгения Долматовского "Первый рейс" (Детгиз, 1953 год).

Вот как описал эту стоянку Евгений Долматовский в книге «Первый рейс», которая увидела свет в 1953 году:

«...Итак, мы плывём по будущему Сталинградскому морю. Ещё ночь и день пути — и мы будем в Сталинграде.

Теплоход идёт в степных берегах и знойным утром подходит к пристани Камышин. Камышин уже относится к Сталинградской области.

Город этот некогда считался захолустным, но в истории нашей Родины ему посвящена замечательная страница. Сюда, в Камышин, 25 июня 1918 года приехал товарищ Сталин для налаживания транспорта и перевозки продовольственных грузов. В ту пору, облечённый чрезвычайными полномочиями, товарищ Сталин руководил обороной Царицына, решавшей судьбу всей республики.

Первое, что мы увидели, приближаясь к Камышину, были стрелы башенных кранов, склонившиеся над ещё невысокой кирпичной кладкой.

Прошлой весной жизнь в городе текла чуть замедленно и улицы его были немноголюдны. А сейчас? Поглядите-ка! Вся пологая часть берега заполнена встречающими теплоход. Густо усеяны людьми и высокие бугры, где начинаются улицы города. Народу так много, что на просторном берегу не хватает места и первые ряды встречающих стоят уже чуть не по колено в воде. Возникает митинг, на котором представители трудящихся Камышина с волнением говорят о предстоящем празднике — открытии Волго-Дона.

Мы беседуем с жителями Камышина, интересуемся, что за строительство возникло на окраинах города. Оказывается, в Камышине совсем недавно начато строительство крупного хлопчатобумажного комбината, оснащённого первоклассной отечественной техникой.

— Значит, хлопок будет доставляться сюда из Туркмении по Каспию и Волге и здесь перерабатываться в ткань? — делает вывод один из наших спутников.

 — Что вы! — возражает ему загорелый подросток с причёской, явно заимствованной у земляка камышан, лётчика Алексея Маресьева. — Зачем же из такой дали возить хлопок? Хлопок будет расти в наших сталинградских степях, на орошаемых полях Заволжья. Ведь моря и каналы полностью изменят здесь и почву и климат. Так что камышинский текстиль будет производиться из местного хлопка».