Спад воды в Волгоградском водохранилище вновь обнажил знаменитый камышинский островок. Еще лет 20-30 назад он возвышался над водой, и на нем произрастало несколько деревьев. А в 60-ых годах XX века, когда этот участок суши был размером едва ли с десяток соток, на нем установили огромные буквы, слагающие слово «Камышин».
Островок располагается на стыке двух рек — Камышинки и Волги — и невольно привлекает к себе внимание как своеобразный памятник городу и его истории. С этого места начинался город Камышин: сначала как небольшая крепость для охраны южных рубежей Российского государства, а позже — как город купцов и ремесленников. Здесь возвышалась Троицкая церковь (старый собор) и располагались первые государственные учреждения.
И тишина...
До строительства Волжской ГЭС и подъема воды (заполнение водохранилища продолжалось с 1958 по 1961 годы) островок был земляной стрелкой. Чтобы убрать это препятствие на Камышинке, было принято решение ликвидировать островок, а землю вывезти. Заработали экскаваторы... Но неожиданно несколько экскаваторщиков отказались работать — дело в том, что ковшы стали выворачивать на поверхность гробы. Это было кладбище при Троицкой церкви, где, в том числе был похоронен Кирилл Федорович Казачковский (1760-1829 годы) — герой войны 1812 года, генерал-лейтенант. Земляную стрелку оставили в покое... В итоге, когда вода поднялась, она затопила уже срытую ковшами часть, оставив только островок.
В эти мы можем наблюдать место, с которого когда-то начиналось строительство нашего города, очень редко. Но планов оно рождает очень много…
А может, часовню?
В конце минувшего века единственная городская газета объявила конкурс на создание проектов по обустройству камышинского островка. Народ с энтузиазмом взялся за дело. Тогда казалось, что до воплощения мечты в жизнь остались считанные месяцы. Увы, проекты так и остались на бумаге. А ведь были же идеи, да еще какие! Например, сделать на островке ресторан в виде осетра. Рыбы, конечно, в Волге уже давно нет, но генетическая память о рыбном и икорном изобилии, купеческих пирушках и бросании красавиц в «набежавшую Волну», дают о себе знать.
Потом родилась другая идея: восстановить церковь. Эта идея обрела достаточно много поклонников, тем более что город постепенноотходил от атеизма и вновь входил в лоно православной церкви. Кстати, идею воздвигнуть на островке часовню озвучил буквально два-три года назад камышинский предприниматель, который издал несколько публикаций в местных СМИ, чем, надо сказать, вновь взбудоражил общественность.
А теперь о деньгах... На реализацию проекта «по островку» камышане, трудящиеся в муниципальных и государственных предприятиях и учреждениях, сдали по 10 рублей. На эти деньги даже начался завоз щебенки на островок. Были даже вбиты железные сваи. Впрочем, дело быстро затухло.
А взять другой проект того же времени: стоит Петр I (не церетелевский!) на островке и встречает и провожает уходящие корабли. Этой теме посвятили даже несколько работ местные художники. В 2010 году, когда Москва готова была «изгнать» Петра Великого работы Церетели за свои деньги, многие камышане с радостью готовы были принять опального императора у нас и опять-таки на островке. Он ведь был там, и крепость, как отметил походный писарь, «с тщанием» осмотрел.