Одна из его песен называется «Я тебе весь мир подарю». Этими словами можно озаглавить все творчество нашего прославленного земляка, почётного гражданина города Камышина Евгения Мартынова. Он действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, сохранившись в нашей памяти как некий символ света, верности, упоения молодостью и красотой мира.
Возможно, в наше излишне меркантильное время, прежде всего ориентированное на потребительский успех, многим эти вещи покажутся несколько устаревшими, дошедшими до нас из уже подзабытых лет, наполненных романтикой трудовых подвигов и грандиозных свершений. Но стоит только погрузиться в смыслы этих песен, проникнуться их содержанием (чем нынешние тексты произведений песенного жанра зачастую совсем не могут похвалиться), как становится очевидной гениальность Евгения Мартынова не только в музыке и исполнительском искусстве.
На его песнях выросло целое поколение нашей страны. Тексты к ним писали самые именитые поэты-песенники Советского Союза: Р. Рождественский, А. Вознесенский, Н. Добронравов, А. Поперечный, Р. Казакова, Н. Доризо, А. Дементьев, И. Резник. А исполняли их помимо самого автора и все именитые певцы: И. Кобзон, Л. Лещенко, С. Ротару, В. Толкунова, Ф. Киркоров, Н. Басков. На 2015 год выпадают два юбилея в жизни и творчестве Евгения Мартынова. Юбилеи знаковые и, что называется, рубежные: 40 лет, как он, будто герой любимой с детства сказки, превратился в великолепного лебедя и потрясающе взлетел на олимп советской эстрады, и 25 лет, как его жизненный путь стремительно оборвался. Их разделяет короткий промежуток в 15 лет. Но он вместил в себя столько событий, людей и явлений, что всё это оставило глубокую зарубку в сердцах миллионов.
Взлёт к славе
В 1972 году ещё никому не известный Евгений Мартынов из Донецка, где он работал руководителем эстрадного оркестра НИИ взрывоопасного оборудования, отправился в Москву к популярной певице Майе Кристалинской. Целью поездки было показать ей несколько собственных песен, чтобы уже широко известная исполнительница, отличившаяся особой лиричной манерой пения, отобрала что либо для своего репертуара.
Кристалинскую заинтересовала песня «Берёзка», написанная Мартыновым на стихотворение Сергея Есенина. С лестной рекомендацией от звезды советской эстрады Мартынов отправился в «Росконцерт». Там его прослушали, остались довольны и решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, отправившейся по Советскому Союзу. Таким образом, есенинскую «Берёзку» (её ещё именуют по первой строчке – «Зелёная причёска») можно назвать отправной точкой в большой музыкальный мир знаменитого певца и композитора. Своим именем Сергей Есенин, для которого этот год тоже юбилейный (3 октября знаменитому русскому поэту исполнилось бы 120 лет), помог Евгению Мартынову начать восхождение к славе. Месяцем ранее, 3 сентября был отмечен скорбной датой для самого Евгения – 25-тилетием со дня его безвременной кончины. Юбилеи сблизили двух гениев русской культуры. У обоих судьба оказалась трагичной.
Чуть выше написанная мною фраза «был отмечен» вряд ли соответствует истине. Об юбилейном дне памяти знаменитого певца и композитора практически ничего не слышно. Похоже, дату отметили лишь в интернете, в блогах типа ЖЖ. Что либо на телевидении или радио не прозвучало. Летом в Камышине торжественно открыли долгожданную аллею Мартынова, да только вот праздник продолжался недолго – сегодня то и дело поступают сигналы об актах вандализма, что, безусловно, очень горько по отношению к памяти певца. Сам же день 3 сентября не отмечен никак. А ведь Мартынов – почётный гражданин Камышина, и город должен отслеживать события, связанные с его именем. Вне зависимости от того, что «камышинский» период жизни певца выпал только на первые три года его короткой жизни.
Его родителями были коренная камышанка Нина Трофимовна Бреева, в годы войны работавшая медсестрой, и Григорий Иванович Мартынов – командовавший стрелковым взводом 333-й дивизии (в её честь названа одна из камышинских улиц). На фронте Григорий Иванович получил ранение и попал в эвакогоспиталь 3-го Украинского фронта, где и повстречал будущую супругу. Сам он был уроженцем города Артёмовск, что на Донбассе. После войны привёз Нину Трофимовну на малую Родину, однако, не найдя пристанища, молодые переехали в Камышин. Здесь они зарегистрировали свой брак официально. Григорий Иванович получил место заведующего клубом нефтяников в посёлке нефтебазы, Нина Трофимовна стала секретарём-машинистской. Жили они на улице Нефтяников, в доме № 20. Сегодня на этом доме висит мемориальная доска, открытая в 1997 году, и повествующая, что начиная с 22 мая 1948 года и по июнь 1951 года здесь жил Евгений Мартынов.
Он появился на свет до срока, слабеньким и весил всего 1 900 граммов. Первый младенческий крик будущего певца раздался в роддоме на ул. Советской (сегодня в этом здании находится инфекционная больница). Жизнь в послевоенном Камышине давалась молодым фронтовикам довольно тяжело, и, поменяв несколько мест работы, им вновь пришлось переезжать – обратно в Артёмовск, теперь уже на постоянное место жительства. Именно этот город станет для Евгения Мартынова городом детства и юности. Там Женя станет музыкантом. Оттуда уедет в большой музыкальный мир.
Но не думайте, что его музыкальная жизнь началась не в Камышине. Отец был музыкантом-самоучкой, позднее став мастером-аккордеонистом и учителем пения. Он мог сыграть почти на любом инструменте, подобрать к песне гармонию, поддержать ритм. Да и маме не была чужда музыкальная грамотность, долгое время она участвовала в различных художественных кружках, пела и играла в самодеятельных коллективах. Так что музыка в семье Мартыновых звучала всегда. И если учитывать, что воспитание музыкального слуха начинается чуть ли не с рождения, то камышинский период в жизни будущей звезды настоящего песенного искусства совсем не стоит сбрасывать со счетов.
Не случайно, целый ряд замечательных песен Евгений Мартынов посвятил именно маме – человеку, который своим вниманием, душевной теплотой, волнительным взглядом, напевным голосом сформировал задатки певца. И в своих первых гастролях по Советскому Союзу Мартынов прежде всего исполнял «Балладу о матери». Темами материнской любви и родного дома ознаменовано всё творчество певца. Пускай, добившись феноменальной популярности, Мартынов так и не побывал в городе, где родился. Однако постоянное обращение к этим темам в любом случае возвращает нас с вершин на землю, родную землю.
Голос Евгения Мартынова широко зазвучал после его победы на международном фестивале эстрадной песни «Братиславская лира», проходившем в Чехословакии в июне 1975 года. «Золотая лира-75», вручённая Мартынову, стала первой советской наградой за победу в престижном конкурсе среди других участников из 25 стран. Ранее на «Братиславскую лиру» Советский Союз посылал таких именитых певцов, как Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина. Евгению Мартынову благодаря своей неповторимой исполнительской манере (как писали тогдашние газеты) удалось обогнать их всех. Слушателей покорили «Яблони в цвету», написанные Мартыновым на стихи Ильи Резника.
Сразу же свет увидела его дебютная пластинка с тремя песнями в авторском исполнении, которая побила все тиражные рекорды и неоднократно переиздавалась фирмой грамзаписи «Мелодия». В неё вошли «Лебединая верность», «Наш день» (обе на стихи Андрея Дементьева) и те самые «Яблони в цвету». Тогда же, в 1975 году, Евгений Мартынов получил квартиру в Москве и переехал на постоянное место жительства в столицу. Его звезда загорелась на небосклоне советской эстрады во всей красе и яркости, исполненные им песни в одночасье зазвучали отовсюду и практически каждый день. Стало известно об их исполнении в самых разных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США, Японии... Годом ранее уже получившая широкую известность песня «Баллада о матери» на стихи А. Дементьева в исполнении Софии Ротару, стала победительницей «Песни-74». Сам же Мартынов только лауреатом «Песни года» становился более десяти раз!
Дуэт Мартынова и Дементьева, просуществовавший семь лет, подарил нашей эстраде самые известные мартыновские песни. Возможно, их союз продолжился бы и дальше, если бы между ними не произошла творческая и чисто коммерческая размолвка – к сожалению, публичное творчество, становящееся народным достоянием, зачастую влечёт за собой и негатив, который Евгений Мартынов со свойственной ему душевной чуткостью переживал очень тяжело. Завистников у общепризнанного кумира советской эстрады было предостаточно. К примеру, в 1978 году, когда песня Мартынова снова стала победительницей «Песни года», Евгений выступал там уже не в качестве исполнителя, а в качестве автора: их с Дементьевым песня «Отчий дом» прозвучала тогда в исполнении Софии Ротару и Карела Готта. Дело в том, что в качестве певца на главное ежегодное музыкальное событие советской эстрады его категорически перестали приглашать после того, как заместительница всесильного главы Гостелерадио СССР С. Лапина с именем Стелла Жданова заявила, что «у Мартынова лицо не артиста, а приказчика, ему бы до революции в полосатых штанах в трактире служить».
Лебединая верность песне
Вообще, по замечанию Льва Лещенко, друга Мартынова, жизнь тогдашней творческой элиты во многом, если не целиком, определялась отношением к ней официальной власти.
«Вот, скажем, Женя, который является композитором таких, не побоюсь этого слова, песенных шедевров, как «Баллада о матери» («Алексей, Алешенька, сынок…»), «Яблони в цвету», «Лебединая верность», «Отчий дом» и еще многих, многих других, – чем он был так виноват перед официозом, что его произведения всегда встречали препятствия? – задаётся вопросом Лев Валерьянович. – Может быть, дело было в его совершенно фантастическом, детском, наивном восприятии жизни? Он словно бы смотрел на этот мир глазами какого-то «вечного» семиклассника, так и не повзрослевшего четырнадцатилетнего подростка. Он радовался всему, как ребенок, и хотел, чтобы эту радость разделяли с ним другие. И он очень часто добивался своего — почти все сочиненные и исполненные им песни пользовались поистине головокружительным успехом. Он блестяще играл на рояле, так как был профессиональным дипломированным музыкантом, а что касается вокала, тут он мог дать фору многим известным певцам».
Очевидно, такой душевной чистоте, солнечной улыбке и весеннему цветению места на эстрадной сцене перестроечной эпохи с её явным прагматизмом уже не нашлось. Любовная лирика, высокая нравственность, с которой и о которой писал и выступал Евгений, перестали вписываться в новые форматы. А «переформатировать» их и подогнать под современные темы и ритмы – всё равно что наступить на горло собственной песне, совершить её убийство. Жизнелюбивый и солнечный композитор позволить себе этого не мог. Он продолжал активно работать, выступать, но былой радости уже не было. Его нотная тетрадь, вся исписанная новыми произведениями, никому оказалась не нужна. А тут еще некие «кооператоры», которые устраивали его концерты, «нагрели» его на 10 тысяч рублей. Мартынов подал в суд, что только прибавило ему нервотрепки. В итоге сердце Мартынова не выдержало нагрузок. Он умер скоропостижно от острой сердечной недостаточности 3 сентября 1990 года, когда возвращался из 180-го столичного отделения милиции, куда ходил за помощью к знакомым сотрудникам. Хотел вызволить собственные деньги, отданные каким-то криминальным (как выяснилось) партнерам по нарождавшемуся бизнесу. Деньги требовались для лечения отца, которому срочно потребовалась операция на глазах.
Умер от сердечной недостаточности… Её можно увидеть даже в том, при каких обстоятельствах произошла эта смерть. В тот роковой день Мартынов отправился к знакомому таксисту, чтобы починить свою «Волгу», которая так некстати сломалась. Вместе с другим автолюбителем он вошел в лифт соседнего дома, где ему и стало плохо. Его спутник, испугавшись, сбежал, не вызвав даже скорой помощи, проявив преступное бессердечие, сгубившее знаменитого певца.
Ему было всего 42 года. В этом возрасте земной мир оставили Владимир Высоцкий, Джо Дассен, Элвис Пресли – тоже певцы, любимые миллионами. Диагноз «сердечная недостаточность» лучше всего характеризует причину смерти людей, подобных Евгению Мартынову. Ею – если выражаться образно – заболели тогда многие теленачальники и руководители эстрады, которые всё чаще и чаще стали игнорировать творчество недавних кумиров, воплощавших образ светлых советских романтиков, говоривших со своими поколениями на одном языке. Новые времена требовали разговора на совсем другом языке – денег, бизнеса, стяжательства и мздоимства. Любимые кумиры стремительно превратились в «устаревшие модели». Про «Аленушку», «Мамины глаза», «Отчий дом» и «Лебединую верность» вдруг стало совсем не актуально, старо. Как могли устареть вечные нравственные ценности, Евгений Мартынов понять сердцем не мог.
По воспоминаниям младшего брата певца – Юрия (заслуженного деятеля искусств России, композитора, аранжировщика и журналиста, в 1998 году написавшего великолепную книгу-памятник «Лебединая верность Евгения Мартынова»), Евгений Григорьевич говорил ему незадолго до смерти: «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное – стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире». Белокрылый лебедь русской песни остался предан ей до конца.
«Я ещё вернусь»
В одной из самых популярных песен Евгения Мартынова звучат слова:
«Я хочу, чтоб жили лебеди!
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал».
Его песни и есть такие белые лебеди. Они светлые, человечные, добрые, очень красивы по музыке. Без таких песен наша духовная жизнь всё-таки беднее. Пусть не обижаются поборники современных ритмов, имеющие своих кумиров, но на фоне Мартынова многие сегодняшние «звёзды» выглядят довольно тускло, какие бы бешеные деньги в них не вкладывали.
А звезда Евгения Мартынова – из тех, которые погаснув, ещё долго-долго посылают свет людям. У его песен обязательно будет второе рождение – им, «как драгоценным винам, настанет свой черёд». Потому что все они живут в народе, все – о любви и верности. Это ценности вечные. В период дефицита музыкальных идей и мелодий мартыновское наследие – потенциальное спасение для многих исполнителей. Он дарит им свои песни, как и весь свой необъятный мир. С убеждённостью, что люди, их исполняющие, останутся верными настоящей песне.
На церемонии торжественного открытия каштановой аллеи младший брат композитора Юрий (в Москве он возглавляет региональную общественную организацию «Культурное общество КЛУБ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА») спел одну из последних мартыновских песен под названием «Я ещё вернусь». Знаю, что предложение об установке ещё одного памятника вызовет негатив, но всё же хочется надеяться, что возвращение почётного гражданина Камышина на родную землю, помимо прочего, воплотится ещё и в виде настоящего памятника. Уже слышал предложения о месте его установки – рядом с кинотеатром «Дружба», который находится недалеко от того места, где впервые зазвучал голос – пусть и младенческий – общепризнанного кумира нашей эстрады.