Геннадий Богословский в художественной галерееЗавершается Год литературы в стране и в нашем городе. Провели мы его без нашей любимой библиотеки, без юбилеев местных поэтов, без литературных вечеров в честь великих. В газетах ни стихов, ни рассказов, ни восторгов, ни критики. Вспоминаются времена, когда наша нынешняя «Общественная организация «Литературное объединение «Родник» называлась просто литгруппа, да и Камышин был просто городом, а не муниципальным образованием. Жили проще и, по-моему, веселее. Поэты собирались в редакции газеты, спорили, ругались, восхищались... И все достойное сразу версталось.

Впрочем, если хотеть похвастаться, то литературный Камышин дает богатейший материал. Читаю обстоятельный, но, к сожалению, последний очерк нашего рано ушедшего журналиста Виктора Федоркова «Литературная крепостца на Волге» (альманах «Родник» №1 за 2014 год). Он называет более пятидесяти литературных имен, так или иначе связанных с нашим городом. Это ли не достижение?

Виктор Александрович цитирует Михаила Луконина, себя раннего и Геннадия Богословского. Хвалит его за талант и инициативу. В обойме лучших камышинских поэтов Геннадий назван и другими авторами альманаха — Василием Мамонтовым и Николаем Максиковым. Наш славный «Родник» отмечал тогда свое 85-летие.

У меня перед глазами два последних сборника Геннадия Богословского, и мне захотелось подробнее рассказать об этом интересном, самоуглубленном и, безусловно, талантливом человеке. Помню, как он появился в Камышине. Приплыл из Николаевска, пленил наших музейщиков. И вот мы, помню, сидим в нынешнем маресьевском зале и слушаем стихи на фоне его персональной выставки. Он не только поэт, но и живописец.

Меня поразил натюрморт с разбитым кувшином. Мастерски выписаны блестящая глазурь, матовый скол керамики, острые края черепков. И подумалось, это не просто гибель сосуда. Может быть, это крах иллюзий, разбитая мечта, несостоявшаяся любовь? Вот уже более тридцати пяти лет этот кувшин не могу забыть, хотя потом я много раз слушала стихи и любовалась картинами Богословского.

Геннадий поселился в деревне. Для русских поэтов это Михайловское, Тарханы, Константиново, Шахматово. Для Геннадия Богословского это Гусёлка (как и для его литературного собрата, замечательного камышинского сатирика Геннадия Павлова). Это вдохновляющая природа, общение с простыми сердечными людьми. Это творческий полет.

Хочется добром вспомнить односельчанку поэта, библиотекаря Т.М.Бондрашевскую. На скромную свою зарплату она купила несколько пейзажей Богословского. К каждой картине написала собственные стихи. Как мы ликовали в библиотеке, наслаждаясь живописью и поэзией.

Сам Геннадий посвятил своему «меценату» сонет с заключением:

Ваш взгляд не ищет мастерства —

От мест родных кружится голова

Поэт долго курсировал на велосипеде от Гусёлки до Камышина, чтобы попасть на занятия «Родника». Потом осел в городе.

Я люблю слушать, а не читать стихи. Слышу одни достоинства, а вижу одни недостатки. Так и с новыми книжками Геннадия Богословского. В сборнике «Мысли сердца», по сути дела, дана антология его стихов за 38 лет. С 1977-го года до нынешних дней. А в формате книжки-малышки представлены «Сонеты» с авторскими иллюстрациями. Любуюсь автопортретами. Кистью и пером передано творческое напряжение, как бы поиск смысла. Словно автор многое хочет сказать читателю, но боится, что его не поймут или не получится. Один из сборников довольно оригинально оформила Светлана Саблина.

А вот название сборника «Мысли сердца» меня не порадовало. Для меня это звучит как «Слезы носа» или «Моча желудка». Ну не думаем мы сердцем! Отсюда тьма трагедий. Вот «Память сердца» — это хорошо, мы же многое помним руками, ухом, носом и т. д.

О, память сердца,
Ты сильней рассудка
Памяти печальной.

Но это великий поэт написал, а наш камышинский родниковец Анатолий Ульченко уже озаглавил свой сборник «Память сердца». Хочется, чтобы Геннадий Богословский «свои плоды недавних дум и грез», свои «таинственные чада вдохновенья», свою «эскадру строчек» назвал как-то иначе.

Живопись в стихах очень даже чувствуется: «У ожиданья долги дни и ночи и золотисто-черный колорит». «Появилась акварелью незнакомая деревня, колокольный звон». «Золотые крылья зарева, зыбью светлая тоска».

И спустя годы снова нахожу строки о разбитых сосудах. Символ живет! «Так хочется увидеть вазу в изгибе тонком черепка». Автор скорбит о разбитой крынке, называя её почему-то «криница», хотя это другое слово. Даже человеческие лица Геннадий сравнивает со своей любимой керамикой:

Да, грубоваты лица на холстах,
Так выглядят горшки, прошедши обжиг,
Те сажисты, те в сколах, те блескучи,
Но искорки таланта в их глазах.

О людях Геннадий пишет много и хорошо. О чудаке, который повесил скворечник на ветле посреди степи, об искалеченном фронтовике, о безутешной женщине, потерявшей мужа на войне:

Изба её, как древний скит
На зеленеющем пригорке.
И как она в окно глядит
Вдова, на тихую Гусёлку!

Много запоминающихся стихов о красоте природы, о любви. Чаще всего об ещё ожидаемой или несчастливой. Лучше Виктора Федоркова не скажешь о ещё одном достижении Геннадия Богословского: «Поэт и художник удивил гостей областного центра, подарив им один из номеров журнала «Дневник «Родника», ежемесячно издаваемого с осени 2011 года тиражом всего пять-десять экземпляров. Причем большого формата, на прекрасной бумаге, с иллюстрациями. В нем публикуются самые свежие стихи, рассказы, очерки, рецензии, материалы музейных работников, историков. Все экземпляры этого литературно-художественного журнала ходят сначала по рукам десятков членов литобъединения, а потом «уходят в народ». Лучшее из этого журнала отбирается для ежегодного альманаха «Родник»».

В общем, перешли поэты на самообслуживание. Книги издают за свой счет, журнал печатают сами. В восьмидесятые годы один наш художник взял все в свои руки. Напишет картины, найдет помещение, развесит, соберет людей, проведет экскурсию. Семнадцать персональных выставок за два года! Какие жирные галочки на отчетах в область, какой размах культуры! А спокойно работавшая Мария Николаевна Милованова была удостоена чести провести свою выставку только в 95-летнем возрасте. Первую и единственную. К тому же и идем.

На последней пресс-конференции в театре Евгений Бакин помечтал о литературных встречах для молодёжи. Собраться, послушать, обсудить. Всем полезно. На мой взгляд, Геннадий Богословский — первый претендент на такую встречу в театре. Прекрасная выставка в фойе, искренние, заставляющие думать и чувствовать стихи. Обаятельный автор, отличное исполнение...

Каждый участник поймет:

Ни пошлости мирской, ни спеси нет,

Со мной, как с другом, говорит поэт.