«Камышин — это мой родной город, — признался актер и режиссер Александр Штендлер на пресс-конференции в редакции infokam.su. — Я родился не в Камышине, жил во многих городах и странах, но это мой родной город, где мне знакомы все улочки и дворы, и я состою во всех группах в социальных сетях, где есть слово «Камышин».
В Камышине Штендлер находится уже две недели. И все это время в местном драматическом театре идут репетиции новой премьерной постановки, режиссером которой он выступает. «Камышинский драматический — это «живой», родной, перспективный театр, — признался Александр. — Он пережил трудные годы — вспомните хотя бы «девяностые», когда над театром «висела тень» закрытия, а труппа не получала зарплаты по три месяца. Сейчас тоже нелегкое время, но когда оно в России было легким?! И я полагаю, у театра, у которого есть отличный директор и замечательная труппа, есть будущее».
В конце месяца на большой сцене (почему отметил «большой» — расскажу ниже!) Камышинского драматического театра состоится премьера спектакля «Шутка в предместье» (по пьесе «Старший сын» Александра Вампилова). Тут следует уточнить, что взята, образно говоря, не каноническая трактовка пьесы. Впрочем, слово — режиссеру...
— Как известно, Вампилов написал несколько вариантов пьесы, причем даже давал каждой версии свои названия. Окончательно советский театральный и кинозритель увидел именно постановку «Старшего брата». Мы же в своей творческой работе используем несколько авторских вариантов пьесы, а самое главное постарались возвратиться к «вампиловской» сути, который категорично называл свою пьесу комедией.
В новой постановке Штендлер отдал главные роли молодым. На пресс-конференции в редакции ИНФОКАМа присутствовали Александр Ферхов (исполнитель роли Бусыгина) и Дмитрий Дроздов (исполнитель роли Сильвы). Роль Сарафанова сыграет Николай Штабной.
Николай Штабной: «Мой герой в одном образе и отец, и мать. Он в одиночку долгие годы воспитывает сына и дочь, и бережно охраняет свой мир, который "соткал" сам. Интересный персонаж, которого интересно играть».
— Николай Штабной — старожил Камышинского драматического театра, — признался режиссер Александр Штендлер. — Мы сделали ставку на молодых — они станут партнерами Штабного, но Камышинский театр тем и хорош, что здесь сохраняется традиция.
Отметив «тонкости» своих персонажей, Александр Ферхов и Дмитрий Дроздов сделали вывод: спектакль будет интересным, новым по режиссерскому решению и оригинальным.
Обращаясь к журналистам, директор Камышинского драматического театра Евгений Бакин сделал акцент на том, что нынешний день театра — это поиск не только новых идей (чему, в частности, способствуют приезжающие режиссеры), но открытие молодых актеров.
«Текст, пусть даже самой гениальной пьесы, без актерского дара, без знаний, опыта и интеллекта актера — это ведь просто текст, — констатировал директор. — Мы же пытаемся раскрыть молодых актеров как талантливых, имеющих потенциал личностей. Сегодня они настоящее нашего театра и его будущее».
...Теперь отступление о «большой и малой» сценах. Камышане знают: 17 лет назад актер местного драматического театра, любимец публики Штендлер покинул Камышин, чтобы волею творческой судьбы выйти на сцены нескольких российских театров, а в конце концов оказаться в Израиле. Сегодня он вместе с женой и ребенком возвратился в Россию. Ставит спектакли в разных городах. Легко отозвался на приглашение Евгения Бакина возвратиться на Волгу. Да не просто «потрогать ностальгию», а поработать.
Узнав о трудностях, которые возникли на более чем столетнем пути Камышинского драмтеатра, Александр предложил директору ввести «антикризисные меры». Это значит, постараться найти новые формы работы, чтобы привлечь зрителя и, чего уж таить в наше коммерческое время, собрать большие кассовые сборы. Штендлер и Бакин сошлись во мнении: современным ходом стало бы использование малой сцены драмтеатра на 78 мест.
— На малой сцене могли бы представлять свои находки молодые актеры, — прокомментировал совместную позицию Штендлер. — Пусть это будут самые смелые постановки, пусть они будут спорными, но они будут увлекать зрителя! Зачем ходить и думать: «Я бы сыграл Гамлета...». Сыграй! Примерно столько же мест в знаменитой «Табакерке», в других прославленных театрах. Почему бы не попробовать?
Пыл Штендлера несколько остудил Евгений Бакин. «Мы посчитали, что в Камышине в театр ходят 3,5 тысячи зрителей...» — заметил он.
«А пусть постановки будут такими, что привлекут тех, кто даже не ходил ни разу!» — парировал Штендлер.
«На самом деле, я считаю эту идею очень перспективой, — согласился Бакин. — Конечно, мы переживаем не лучшие времена. Но мы должны сохранить наш муниципальный театр, ведь он пережил и Гражданскую войну, и «лихие девяностые», поэтому я искренне желаю, чтобы молодые актеры, которые сегодня играют в труппе, добивались реализации собственных идей, а театр жил и радовал зрителей. Даже неправильный шаг — это все равно шаг, а не стояние на месте».
Но возвратимся к спектаклю. Жанр мы уже отметили: историческая комедия. Это будут семидесятые — те самые, которые, в отличие от «лихих», принято называть «добрыми». Декорацией к постановке станет вид улицы Октябрьской, которая, как известно, в сохранившейся части еще таит дух не только семидесятых, но и пятидесятых, и двадцатых. В остальном, комедия обещает быть оригинальной и современной.
«Прошу не пугаться тех, кто живет на улице Октябрьской и увидит ее на сцене, — рассмеялся Александр Штендлер. — Это лишь узнаваемый образ. На самом деле, в новой постановке будет как классический сюжет, заложенный Вампиловым, так и много нового».
Гости редакции сошлись во мнении: новые постановки (в Камышинском драматическом театре дается по пять премьер в год!), в том числе постановки с новыми режиссерскими решениями и актерскими находками, должны стать будущим небольшого провинциального театра.
«Да, наш театр провинциальный, — отметил Штендлер. — Но в нем работают актеры, которые отдаются ему всем сердцем. Мало где вы застанете актера до времени репетиции и после — только в Камышине. Это сильные актеры, это разнообразные актеры, это творческие личности! Поэтому Камышинскому драматическому театру необходимо обновиться, чтобы, сохранив лучшие традиции прошлого, идти вперед».