Нововведением, которое, пожалуй, обратило на себя внимание всех без исключения жильцов домов с центральным отоплением, которые самостоятельно платят за коммунальные услуги, стало изменение порядка оплаты за отопление.

В соответствии с постановлением губернатора  Волгоградской области от 20.03.2015 г. № 116-п с 1 августа 2015 года на территории нашего региона утрачивает силу пункт 1 постановления Правительства Волгоградской области от 11 сентября  2012 г. № 361-п  «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению для  потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах», который подразумевал дифференцированную оплату за услуги отопления  в течение всех двенадцати месяцев года. Причем, если дом не был оснащен коллективным прибором учета, то по нормативам, определенным исходя из 1/12, а для домов с теплосчетчиками - исходя из среднего значения по показаниям за предыдущий год.

Это создавало определенную «непрозрачность» начисления платежей и новое постановление получилось вполне в духе времени – подразумевается, что теперь потребители тепла будут платить за реально израсходованное в прошлом месяце количество тепловой энергии и, соответственно, оплата будет начисляться исключительно во время «отопительного сезона».

Однако, что хорошо для большинства, не обязательно хорошо для всех. По согласованию с областным руководством, с 1 августа новая система была внедрена в двух городах области – Волгограде и Камышине (переход остальных муниципальных образований на новый порядок расчетов планируется с 1 июля 2016 года). Но уже в октябре стало понятно, что она имеет немало «узких» мест. Дело в том, что для тех домов, где общедомовые приборы учета тепловой энергии до сих пор не установлены, оплата предусматривается по новым нормативам. Начисления будут производиться в течение семи полных месяцев – с октября по апрель, несмотря на то, что и октябре, и в апреле отопление реально подается, если говорить усредненно, в течение половины месяца.

Кроме того, как выяснилось, самыми высокими новые нормативы оказались для  1-4-этажных домов до 1999 года постройки. У жителей таких домов в октябре и ноябре в графе «отопление» зачастую значатся суммы от 5 до 9 тысяч рублей на одну квартиру. Естественно, это не могло не вызвать возмущения, а порой и шока.  Поэтому депутатам Волгоградской областной думы пришлось спешно принимать постановление, обеспечивающее  региональную субсидию из областного бюджета для жителей таких домов (об этом «Инфокам» уже писал ранее: //n22650.html).  Кроме того, те жильцы, чьи расходы на отопление увеличились более чем на 25%, в аналогичном месяце прошлого года могут обратиться за рассрочкой платежа, при этом у всех сохраняется право на получение жилищной субсидии на оплату содержания жилья и коммунальных услуг, если размер этих платежей превышает 20% от общего дохода семьи или отдельного гражданина.

Как выяснилось, для камышан, несмотря на то, что информация о новом порядке расчетов за отопление публиковалась во всех официальных (и не только)  изданиях, а также на интернет-ресурсах органов власти, получение платежных квитанций с кратно увеличившимися суммами было весьма неприятным сюрпризом. В результате, жильцы домов без общедомовых счетчиков начали экстренно проводить общие собрания, с целью принятия решения об их установке.

Дополнительный «стимул»  им придает то, что для домов, где установка счетчика технически возможна, но он по тем или иным причинам не установлен, начиная с нынешнего года для теплоснабжающих компаний есть законодательная  возможность введения «повышающего коэффициента». Во второй половине нынешнего года он составляет 20% от норматива потребления, в первой половине следующего года  уже 40%, во второй половине 2016 года – 50% и в 2017 году дополнительно придется оплатить 70% сверх установленного норматива (повышение не касается ветхих, аварийных домов, домов, предназначенных к сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также к многоэтажкам, которые потребляют менее чем две десятых гигакалории в час (такие характеристики можно узнать в ресурсоснабжающей организации или в управляющей компании). 

Единственное, что «спасло» пока жителей камышинских домов от применения этих норм – требование законодательства, согласно которому  применение "повышенного норматива" возможно только по результатам обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, в ходе которого будет установлено наличие технической возможности установки такого прибора учета, что будет зафиксировано соответственным актом по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ.

Сами тарифы на тепло пока остаются прежними, а на 2016 год уже установлен максимальный порог повышения «теплового тарифа» в среднем по стране  в размере 4.3% . Однако, как показывает практика, цифры по регионам могут достаточно отличаться от этих «средних» по стране.