Региональная политика: анализ текущих событий

В середине октября в Москве прошел учредительный съезд новой всероссийской политической партии с названием Партия дела. Более 160 делегатов съезда из 51-го субъекта РФ утвердили программу и устав партии. Лидером новой партии избран председатель совета директоров группы компаний «Новое содружество», президент Российского союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК «Росагромаш» Константин Бабкин. Собственно, он и считается идейным вдохновителем создания Партии дела.

У новой партии уже есть и своя эмблема — пчела на фоне российского триколора. Символ «трудовиков» тут же дал повод некоторым наблюдателям сделать предположение — а не под Юрия ли Лужкова, как знатного пчеловода, затеяно строительство новой партии? Но экс-мэр столицы наверняка к Партии дела не имеет никакого отношения.

Партия дела, по словам Константина Бабкина, намерена «сделать Россию высокотехнологичной страной с многовекторной экономикой, сохранив при этом сырьевые ресурсы и человеческий капитал».

А вот что сказала на одной из пресс-конференций заместитель председателя Партии дела, президент Национального фонда сберегающего земледелия, директор российско-германского предприятия «Евротехника» (Самара) Людмила Орлова:

«В России господствует политика олигархов. Правительственные структуры поддерживают крупный бизнес. России нужна новая политическая сила на новых нравственных принципах. Без них нельзя достичь модернизации, бороться с коррупцией. Реализация идей президента и премьера блокируется отсутствием нравственности у политических деятелей и государственных чиновников».

Программу  Партии дела можно назвать умеренной, государственно-патриотического толка. Вот некоторые программные положения:

«Нарастим экономическую и индустриальную мощь России, построим наукоемкие производства, создадим высокотехнологичные отрасли народного хозяйства и обрабатывающую промышленность. Нанотехнологии не живут на выжженной земле».
«Сбережем, сэкономим для следующих поколений полезные ископаемые и другие природные богатства».
«Достигнем возможности полного внутреннего обеспечения продовольствием с соответствующим развитием мясной и рыбной промышленности, всей сельскохозяйственной отрасли».
«Поменять налоговую систему, увеличив налоги, связанные с экспортом природных ресурсов, уменьшив налоги на обрабатывающую промышленность и практически убрав налоги на высокотехнологичное производство, импортозамещающее производство и производство экспортной продукции».
«Перейти на добычу полезных ископаемых в других странах и на спорных территориях, уменьшая добычу на своей территории в целях экономии ресурсов».
«Мы против закрытия российских заводов и целых отраслей ради эфемерных идей и участия чиновников во встречах ВТО и других красивых международных заседаниях».
«Мы чтим традиции предков и руководствуемся традиционными для России принципами».

Программное содержание, по большому счету, не слишком отличается от программ других существующих партий. Некоторые политические эксперты не очень-то верят в дееспособность Партии дела. На наш же взгляд, есть некоторые условия, благодаря которым новая партия может состояться.

Поговаривают, что за созданием ПД стоит вице-премьер Игорь Сечин. Так это или нет — сказать трудно. Но очевидно: власть заинтересована в развитии отечественного политического пространства вообще и в создании дееспособной правоцентристской партии в частности.

По крайней мере, президент РФ Дмитрий Медведев уже не раз высказывался о не совершенности политического устройства России (Владимир Путин в подобных дискуссиях участвует крайне редко — все-таки он официальный лидер «Единой России»). Посыл президента очевиден: гегемония «Единой России», может, и была хороша на этапе собирания постельцинской России, но эта самая гегемония способна стать и тормозом для создания гражданского общества, адекватного задачам модернизации страны. Тут требуется конкурентная партийно-политическая среда. Проще говоря, в повестку дня все настоятельнее просится создание в России реальной двух-трехпартийной политической системы.

В наших условиях создание такой системы, надо признать, невозможно без инициативы «сверху». Так что не исключено, что к созданию Партии дела причастен и Кремль. Косвенно подтвердит это или опровергнет регистрация новой партии в Минюсте РФ.

Ряд известных российских политологов уже не раз говорили о необходимости для Дмитрия Медведева обзавестись собственной партией. Мол, дуумвират потихоньку исчерпывает себя, а раз так, претензии Медведева на новый президентский срок не состоятся без партийного обеспечения. Логика в этом есть. Особенно при условии, что в 2012-ом году кандидатами в президенты РФ станут и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. Но в этом случае новообразованная Партия дела никак не может стать «партией Медведева» — ему нужна более широкая электоральная ниша.

Так что пока можно с высокой вероятностью говорить лишь о том, что  новая партия, судя по всему, есть очередная попытка консолидировать на российском политическом пространстве сторонников правоцентристских идей, приверженцев государственно-рыночной экономики и общепринятых демократических устоев. По сути, Партия дела может считаться выразителем интересов малого и среднего бизнеса, а электоральной базой новой партии могут стать адепты «Правого дела», неудовлетворенные деятельностью нынешних вождей, и Аграрной партии России, растворенной в недрах «Единой России».

Кстати, как подчеркивают основатели Партии дела, новое политобъединение не будет в оппозиции к действующим президенту и премьер-министру. А это может косвенно подтверждать: Партия дела — как минимум проект, согласованный в верхах. Состоится ли новая партструктура, а главное — станет ли она базой для объединения разрозненных партийно-политических правоцентристских сил — покажет ближайшее время: ведь, по словам основателей ПД, цель у партии — участие в выборах в Госдуму РФ в будущем году.

Тему трендов нынешнего осеннего политического сезона продолжим некоторыми соображениями по поводу образования двух общественных движений, рожденных в недрах «Единой России» и «Справедливой России». Оба движения носят одинаковое название — «Россия, вперед!», что без обиняков, вспомнив знаменитую статью Дмитрия Медведева, раскрывает суть этих движений — созданы они в поддержку президентского курса на модернизацию.

Учредительную конференцию одной из «Россий…» (которую как бы инициировали эсеры) провели в московском «Президент-отеле» триста делегатов, в оргкомитете были активисты КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, «Правого дела», некоторых общественных организаций и несколько депутатов от «Единой России». Возглавил оргкомитет зампредседателя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ Геннадий Гудков. Он, вместе с экономистом Никитой Кричевским и заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Магомедом Толбоевым, стали сопредседателями нового общественного движения.

Геннадий Гудков подчеркнул, что речь идет о создании общественного движения, а не новой партии. Движение объединит людей разных политических взглядов — и только до момента создания в стране «нормальных, цивилизованных политических условий». «О партийной принадлежности участников мы не спрашиваем, только просим подписать манифест. Если люди положения манифеста поддерживают, то они с нами, если нет — значит, нет», — пояснил Гудков. По его словам, в манифесте выражена поддержка модернизационному курсу президента Дмитрия Медведева, а также содержатся призывы к проведению модернизации через модернизацию политических институтов, реальную борьбу с коррупцией и т.д. «Мы создаем такой модернизационный фронт, объединяющий людей, заинтересованных в ускорении преобразований. Наши власти сами не будут этим заниматься», — отметил Гудков.

Между тем, 6 октября состоялся первый форум общественного движения участников модернизации «Россия, вперед!», инициированного «Единой Россией». Аудиторией движения единороссы видят руководителей и лидеров образовательного сообщества, ректоров и видных преподавателей университетов. Неслучайно на форуме, а он проходил стенах МГТУ имени Баумана, собрался цвет академического сообщества: ректоры МГУ, СПбГУ и МГТУ им. Баумана, а так же академики РАН.

Работу форума открыло приветствие президента России Дмитрия Медведева, зачитанное председателем Высшего совета партии «Единая Россия» Борисом Грызловым. В приветствии, в частности, говорилось: «Сегодня вы создаете эффективную площадку для консолидации усилий нашего общества. И очень важно, что эта инициатива реализуется именно «Единой Россией», играющей одну из ключевых ролей в переводе отечественной экономики на инновационный путь развития».

Кстати, еще 24 сентября Борис Грызлов сделал такое заявление:

«Вчера на встрече руководства партии «Единая Россия» с Президентом обсуждался вопрос о важности общественной поддержки модернизации страны. «Единая Россия» предложила создать общественное движение участников процесса модернизации. Считаю, что такое движение может называться «Россия, вперед!».

Попытки «приватизировать» этот лозунг, которые предпринимают оппозиционные силы, выглядят просто некорректно. И если оппозиция заявляет о создании движения «за ускоренную модернизацию», то партия парламентского большинства создает общественное движение участников модернизации. Считаю, что лозунг «Россия, вперед!» понадобился представителям партии «Справедливая Россия» для своих политических целей. Они готовы поддерживать на словах что угодно, на деле же в парламенте не голосуют за важнейшие для страны законы, необходимые для модернизации».

А еще один своеобразный крест на гудковской «России…» поставил Владимир Путин. Лидер «ЕдРа», премьер-министр РФ разрешил общественной организации «Россия, вперед!», которая призвана консолидировать и развивать общественные силы, участвующие в модернизации различных сфер жизни россиян, использовать слово «Россия» и производные от него в своем названии. Соответствующее распоряжение глава правительства подписал 11 октября. Напомним, согласно действующему законодательству, использовать наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях организаций можно только с согласия правительства РФ.

Наконец, еще одно весьма многозначительное заявление. Его сделал Сергей Миронов в авторской программе Михаила Барщевского на радио «Эхо Москвы». Вот этот фрагмент:

«М. БАРЩЕВСКИЙ: Скажите мне, пожалуйста, такую штуку. Как у вас с внутрипартийной демократией? Я много слышал от ваших однопартийцев, что бывают случаи, когда ваши решения не проходят, голосуется другое решение. Это я знаю. Я хочу спросить не об этом. Недавно Геннадий Гудков создал общественное движение «Россия, вперед!», движение, которое прямо заявило свою антиправительственную направленность. Мне интересно, он к вам пришел, спросил разрешения, посоветовался? В общем, вы-то оказались в довольно сложном положении, лично вы.

«С. МИРОНОВ: Геннадий Гудков не приходил. Я узнал о его намерении из газет, очень удивился, вызвал его. Он сказал, что «однажды мы с вами говорили что-то». Слушайте, можно говорить о чем угодно, но когда ты реально объявляешь о создании нового движения и ты входишь в учредители, наряду с тобой входят еще несколько моих товарищей по партии, а я, Председатель партии, об этом узнаю из газет, это неправильно. Это на самом деле инициатива Геннадия Гудкова. Я считаю, что она вполне возможна, но только именно как непартийная. С точки зрения партийной, у нас есть свои взгляды, свои принципы и своя идеология».

По сути, Миронов дезавуировал действия своего однопартийца. И судя по всему, отнюдь не по причине какого-то «незнания», чем занимается Гудков. Затея эсеров с «Россией, вперед!», возможно, «не понравилась», прежде всего, в окружении Владимира Путина, посчитавшем факт создания подобного надпартийного движения первым шагом конструирования той самой «модернизационной» партии «под Медведева».

Впрочем, не исключено, что такая поддержка и Медведева, и Путина движения, созданного в недрах «ЕдРа», инициирована  в самой «Единой России», которой совсем не с руки отдавать на откуп оппозиционным партиям лозунги модернизации в преддверии выборов в Госдуму РФ.

Так что вопрос — будет ли создаваться в ближайшее время «партия Медведева» - остается пока открытым. Но это не значит, что этот вопрос окончательно снят с повестки дня. Зря, что ли, не так давно пресс-секретарь Дмитрия Наталья Тимакова сказала, что реализация модернизационных планов президента «выходит за пределы одного президентского срока».  В логику начавшейся предвыборной кампании 2012 укладывается и конфликт вокруг московского мэра: снятие Юрия Лужкова - первый серьезный внутриполитический шаг Дмитрий Медведева, заявка на лидерство.

Создание «партии Медведева», по мнению экспертов Нижне-Волжского центра политической конъюнктуры, вполне возможно на базе общественного движения, не связанного напрямую с парламентскими партиями. Таким, например, могло бы стать движение «Превед, Медвед!», ориентированное на армию продвинутых и не очень пользователей всемирной паутины.

Кому, как не им, понимать и разделять идеи модернизации страны. Кроме того, интернет-сообщество, учитывая размах его роста, вполне уже зарекомендовало себя как сила, способная стать локомотивом создания того самого гражданского общества в России, о необходимости которого так много говорят и в стране, и президент Дмитрий Медведев. А против названия — «Превед, Медвед!» - Дмитрий Анатольевич вряд ли будет против…