27 марта — Международный день театра. Весь мир благодарит в этот день артистов, режиссеров, музыкантов, художников, которые вот уже третье тысячелетие дарят людям особый праздник — спектакль.

В Древней Греции спектакли длились с утра до вечера. Зрители приносили с собой подушку, чтобы положить ее на каменные ступени амфитеатра. И корзину с провизией, чтобы ни на миг не отрываться от комедии или трагедии. Так вот сидели, ели, пили, смеялись и плакали весь сезон Великих Дионисий (во время празднеств Великих Дионисий ставились представления в театре, драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе, прим. infokam.su.).

В наши дни театральный сезон длится гораздо дольше Дионисий, а спектакли - несравненно короче. В зале — мягкие кресла, подушки не нужны, да и корзина с провизией понадобится лишь какому-нибудь Гаргантюа. Остальные довольствуются кофейком или чем-то покрепче в антракте. Пирожное тоже хорошо. Но мне показалось нарушением вековых традиций объявление в буфете Камышинского драмтеатра: «За принесенные продукты и напитки — штраф». Бедные Гаргантюа! Неужели даже пирожок из сумочки достать нельзя?

При всей своей придирчивости других недостатков в театре нашем я не вижу. Да и недостаток ли это, если есть еще зрители, приходящие в театр с водкой и пивом? Радуюсь молодой, энергичной труппе, разнообразию репертуара, постоянной работе над уже поставленными спектаклями и вечному поиску каких-то новых, неизведанных путей.

В канун праздника в центральной библиотеке прошла творческая встреча с артистом Юрием Николаевичем Щербининым. За 15 лет он сыграл у нас сотни ролей.

Рассказывает: «Мне сразу понравилась атмосфера в театре. Деловая, творческая, без женских козней, столь обычных в театрах областных и столичных. И город Камышин, растущий и хорошеющий на глазах, быстро стал родным. В Москве меня раздражает беспокойство, словно ты куда-то не успеваешь».

Артисту задали много вопросов. Юрий Николаевич подчеркнул, что для него не очень важно — признают его или нет, хвалят в печати или ругают. Когда наряду с текущим репертуаром надо за сезон подготовить 4-5 ролей, то больше всего боишься повториться. Надо в каждом спектакле быть новым и интересным, но не перейти тонкую грань между творчеством и сумасшествием. Театр живет интенсивно и все время на нерве. Премьера — волнение, радость и гордость, но ведь и остальной репертуар надо играть.

В этом сезоне Юрий Николаевич блестяще играет Князя в веселой «Хануме», Бату в спектакле «Немного нежности», Изумрудова в комедии-фарсе «Палата бизнес-класса». Но нельзя забыть, каким прекрасным Акимом был артист во «Власти тьмы» и исступленным Крутицким в трагикомедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Вот уж, действительно, роль стяжателя сыграна на грани сумасшествия.

Недавно ушедший от нас Виталий Вульф, которого мы так любили слушать на экране телевизора, в своей книге «Серебряный шар» старается представить, каким должно быть сценическое присутствие большого актера: «Невидимые нити привязывают зрительское внимание к нему, когда он стоит на сцене — его жесты, голос, манера, грация, тело, словно вырезанное из кости, шарм, улыбка, обжигающий мужской магнетизм... Это необыкновенно не потому, что он играет хорошо, а потому, что он — поразительная личность». Служение театру — это неустанная работа над собой, развитие и самоусовершенствование.

Очень трудно дался заслуженной артистке РСФСР Татьяне Торощиной и Юрию Николаевичу спектакль «Пришел мужчина к женщине». Два человека на сцене за два часа показали, как рождается любовь, как пробуждаются лучшие качества человека, как из горя и одиночества рождается счастье. Из перечисленных Вульфом черт были представлены Щербининым все — даже обжигающий мужской магнетизм. И это все рядом с обворожительной женственностью Татьяны Торощиной.

Вот такого же обаяния я жду от героя «Повести о настоящем человеке». По совести, каждая семья, каждый класс должны посмотреть этот спектакль. Сам-то Алексей Петрович Маресьев, по-моему, был самым красивым Героем Советского Союза и самым настоящим любящим сыном, мужем и отцом. Давайте это покажем, посмотрим и почувствуем. В полном объеме.

В этом театральном сезоне поражает быстрая и положительная реакция творческого коллектива на критические замечания прессы. Ровнее, последовательнее, не столь музыкальной и более «приличной» стала «Шутка в предместье». Несколько выбивающаяся из ансамбля Светлана Олейник создала иной, более соответствующий духу времени и стилю спектакля образ. То же произошло и с ее талантливым мужем Алексеем Лобойко. Его Сганарель был таким ярким, что потеснил и затмил образ героя «Дон Жуана». Потом роль сократили. В интересах гармонии спектакля это хорошо. Артист и в одной фразе сказал все, что хотел. А вот скороговорку из второго акта мне жалко до слез. Я подобную слышала у Татьяны Торощиной в спектакле «Ох, уж эта Анна!». А в целом оба спектакля стали более цельными и художественными. А на новой программке даже появилась озорная надпись из записных книжек Александра Вампилова: «Театр никогда не умрет: люди никогда не перестанут валять дурака».

Часто думаю: как обидно бывает нашим артистам - настроятся, перевоплотятся, выйдут, а в зале... сорок человек. Потом будут аплодисменты, стоячая овация, цветы... А горечь не проходит. Едва созрев, даже очень хорошие спектакли уходят в прошлое. А сколько всяческих других обид и горестей! В утешение приведу еще несколько строк из книги Виталия Вульфа: «Люди должны знать, что слава и успех всегда оплачены очень сложным трудом и очень трудной судьбой. И за внешне блестящей биографией всегда скрываются внутренние катаклизмы». 

В столицах лучшие спектакли идут десятилетиями. Алла Тарасова на сцене МХАТа играла Анну Каренину тридцать лет. Американец русского происхождения Юл Бриннер в мюзикле «Король и я» сыграл короля 4633 раза. Вот это самореализация! А в то же время даже в прославленных театрах тысячи молодых актеров стонут от отсутствия ролей. Кроме «Кушать подано» ничего ним не дают.

В Камышинском театре главная радость для актеров — творческий простор. Как на глазах растет молодежь! С каким накалом играл коллектив в театрально-музыкальной композиции «В госпитале»! Как на одном дыхании летит развеселая «Ханума», как радует обновленный «Свадебный марш»! Как стонут от восторга дети на поставленных для них спектаклях!

Не зря вернулись из Москвы наши звездочки Лала Тумалиева и Мария Тульникова. А как творчески крепнут, растут и развиваются Петр Суханов, Юрий Юдин, Дмитрий Дроздов, Светлана Смирнова, Александр Ферхов, Николай Дубровин и Алексей Перетятько, сыгравший в последнем спектакле сразу четыре роли. И, конечно, испепеляется в творческих и хозяйственных заботах Евгений Бакин. А молодой режиссер Яна Арзамасцева готовит что-то совсем таинственное. Секретов не раскрыли.

Дорогие читатели, вы всех их увидите, если придете в театр в субботу или воскресенье к 17 часам на праздничное представление в двух частях. Будет весело и душевно. Спешите! Касса работает, гардероб  на высоте, буфет открыт, музыка играет. С праздником!