31 марта (12 апреля) 1866 года в Камышине после продолжительной болезни (туберкулеза) скончался Микаэл Налбандян (1829-1866) — армянский писатель, поэт, литературовед, критик, публицист, философ, революционный демократ.

Чтобы ощутить, как прошлое Камышина до сих пор витает среди его дворов, свернем на улицу Пушкина. Здесь, сразу за зданием военного комиссариата, мы увидим неприметный деревянный домик под № 82. Он прославился тем, что здесь в ссылке жил и умер Микаел Налбандян.

Если бы на камнях Петропавловской крепости были высечены имена ее узников, Микаел Налбандян занял бы место рядом с Чернышевским. Писатель, критик, экономист, философ, он по своему мировоззрению был революционным демократом, воспевшим свободу и сражавшимся за нее в первых рядах.

Микаел Лазаревич Налбандян родился 2 (14) ноября 1829 года в городе Новая Нахичевань (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону) в семье кузнеца. В 1853 году Налбандян сдал при Петербургском университете экзамены и стал младшим учителем в Лазаревском институте восточных языков в Москве.

В последующие годы в России, Англии и Армении Налбандян встречается с активистами революционного движения, много пишет, выступает… Он был человеком высоких моральных качеств, преданным делу народно-освободительной борьбы… Приказ об аресте Налбандяна последовал 7 июля 1862 года, одновременно с приказом об аресте Чернышевского. Комендант Петропавловской крепости инженер-генерал Сорокин 27 июля в своем рапорте доносил царю: «Нахичеванский житель Михаил Налбандов сего числа в С.-Петербургской крепости принят и заключен в доме Алексеевского равелина в покой под № 8». На рапорте коменданта крепости помета: «Государь-император изволил читать. 29 июля».

27 апреля 1865 года на открытом заседании сенат вынес приговор: «кандидата С.-Петербургского университета Михаила Налбандова в знании о преступных замыслах лондонских пропагандистов, в содействии им к распространению в России запрещенных их лондонских изданий, в стремлении распространять на юге России, между армянами, противоправительственное движение». Сенат постановил Михаила Налбандова «оставить в сильном подозрении и затем, как личность неблагонадежную, предоставить министру внутренних дел выслать в один из отдаленных городов России под строгий надзор полиции». …7 декабря 1865 года в Камышин въехали заснеженные сани. В них в сопровождении конвойного жандарма ехал известный армянский поэт, демократ Микаел Налбандян. В нашем городе он поселился в доме купца А. К. Парамонова.

Свои впечатления о Камышине Налбандян изложил в письме к брату «Об этом городе ничего хорошего сообщить не могу. Совершенно негодное место, а в течение зимы здесь жизнь прекращается совершенно». В феврале 1866 года Налбяндян обратился к саратовскому губернатору князю Щербатову с прошением разрешить ему 1 мая выехать в кумысолечебницу в Самарскую губернию. Разрешение было получено, но 31 марта поэта не стало. В Камышине его лечил лучший в городе доктор Виноградов, однако болезнь Налбяндяна была слишком запущена.

Из Камышина тело поэта по указанию городского исправника было направлено по Волге до Царицына, далее — железной дорогой, а в завершении — пароходом в Нор-Нахичевань. Похороны Налбандяна превратились в массовую демонстрацию. Он был погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

Сегодня молодое поколение камышан знает о поэте лишь по его статуе, выставленной в местном музее. Вот как об истории появления медного Налбандяна в Камышине рассказывал бывший директор музея Сергей Чеботарев: «Спустя ровно сто лет после смерти Налбандяна его соотечественники, советские армяне, изготовили в технике кованой меди трехметровый монумент Налбандяна, предназначенный, скорее всего, для открытых помещений. Когда медную статую подарили нашему городу, местные власти долго решали: куда его деть? А в 1968 году, в 300-летий юбилей Камышина, как раз готовилась к открытию новая школа № 16. И армянского поэта подарили учреждению образования! Однако здание школы было современным, с низкими потолками, поэтому монумент, буквально «придавило», к тому же он был практически спрятан за лестницей в темном углу. Его очень пугались первоклассники, а также гости, которые впервые посещали школу.

Позднее монумент решили передать музею. В наши дни многие, глядя на темную фигуру Налбандяна, полагают, что это — Пушкин. Типичный вопрос посетителей музея: «А что, в Камышине бывал Пушкин?» На что следует ответ-разъяснение, что это вовсе не великий русский поэт, а просветитель армянского народа. В музее история с испугами особо нервных людей повторилась. Сначала Налбандян стоял прямо у входа, и вошедшие в парадную дверь замирали со вздохом: «О, Боже мой! Кто это?!» Словом, медный Налбандян долго не мог найти своего места — он странствовал по коридорам как тень отца Гамлета. С чьим образом его порой и сравнивали. Наконец, монумент поставили на площадке парадной лестницы между первым и вторым этажом...»

Сегодня медный Микаэл Налбандян вновь расположился в коридоре, где уже новые поколения школьников спрашивают: «Кто это?».

Всю свою жизнь армянский просветитель воспевал свободу: «Любить свободу поклялся. Когда языкъ мой сталъ впервые Въ устахъ невинныхъ лепетать, «Свобода!» слышали родные, А не слова «отецъ» и «мать».