Профессор ВолГАСУ Валентина СеребрянаяВедущее место среди множества проблем современного градостроительства в России занимает проблема сохранения культурно-исторического наследия. Перед проектировщиками, в том числе и Камышине, стоит важнейшая задача — уберечь не только отдельные уникальные здания, но и целые комплексы, которые составляют историческую архитектурную среду. Фактически нам необходимо сохранить исторический город в целом как памятник градостроительства. Об этом важно вопросе мы беседуем с искусствоведом, профессором Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии В. В. Серебряной (на фото).

Валентина Васильевна прекрасно знает Камышин, каждый его старинный дом, каждую улочку… На конференции в Москве она выступала с докладом «Проблемы сохранения архитектурного наследия г. Камышина». Ученые разных городов были поражены красотой старинного Камышина, памятниками его уездной архитектуры и прекрасным месторасположением.

— Валентина Васильевна, в 80-е годы прошлого века в результате экспедиций по Волгоградской области, проводимых под вашим руководством, в список исторических городов было включено 17 поселений, архитектурный облик которых создавался на протяжении нескольких столетий. Таким является и Камышин. Почему сегодня вы обозначаете проблему по сохранению архитектурного наследия Камышина как главную?

— Причина очевидна: утрата ряда памятников и искажение исторического облика города за счет новой застройки. На основе предварительных исторических и градостроительных исследований, проведенных мной, выявлены памятники архитектуры и их группы, формирующие пространственную структуру города, его композицию и архитектурный облик. Анализ имеющихся архивных и натурных материалов показал, что город Камышин по ценности архитектурного наследия можно отнести к классу «А» — высшему классу по общепринятой научной классификации.

— В чем же уникальность города?

— Мало кто знает, что план Камышина (от 12 января 1826 года), был утвержден Александром I! Совершая свое путешествие по Волге в 1838 году, братья-художники Григорий и Николай Чернецовы отмечали, что «Камышин со стороны Волги представляется красивым городком, в нем видны хорошие строения». В связи с приверженностью к классическим традициям возводятся здания в стиле классицизм, что хорошо сочеталось со строгой и регулярной застройкой. Особенно интенсивное строительство в городе ведется во второй половине XIX и начале XX веков. Здания, возведенные в это время, принадлежат к стилевой архитектуре данного периода (эклектика и модерн).

На архитектурно-градостроительной среде Камышина отразилась полиэтническая сущность культуры населения города. В Камышинском уезде, в том числе и в Камышине, значительную часть населения составляли немцы, переселенные сюда из Германии Екатериной II во второй половине XVIII веков. Из новых общественных зданий построены женская гимназия, банк, школы, народный дом и другие. Облик улиц сформирован купеческими домами. На главной, Саратовской, улице (позже Александровском проспекте) появились купеческие усадьбы Альтуховых, Шнайдера, Абызова, Райсих и другие. В начале XX века на берегу Волги были выстроены земская управа и комплекс реального училища, обогатившие панораму города с Волги. Анализ градостроительной истории города, сопоставление планов 1798, 1826 и 1894 годов констатируют: каждая последующая система плана, меняясь, содержала в себе элементы предшествующих — местоположение площадей, основные направления улиц. Город разрастался, приобретал другой масштаб, другие размеры, изменялся его силуэт.

— Но времена менялись…

— Да, в советское время город потерял многие строения. Первые утраты понесли храмы. До 30-х годов XX века в городе было семь культовых зданий. Из них сохранилось только одно — Никольская церковь. Архитектурное наследие Камышина представлено главным образом его центром. Именно здесь имеются наибольшие утраты. Особенно сильно подверглась разрушению историческая часть города с начала 80-х годов. Уничтожены не только ветхие здания, но и крупные фрагменты улиц. В этой части города проявились противоречия между старой и новой застройкой, вторжение нового в сложившуюся историческую среду. Стремление придать памятникам архитектуры современный характер приводит к разрушению его объемной композиции, архитектурно-художественного образа, стилистики, а застройка улиц исторического центра, набережной Волги особняками сомнительного архитектурно-художественного качества — к разрушению исторически сложившейся среды. Из-за ошибочных градостроительных решений уничтожается выразительный силуэт города. Произвол проектировщиков приводит к искажению облика города и его художественных закономерностей. На главной исторической улице Октябрьской (Саратовской) снесен один из самых респектабельных купеческих особняков конца XIX века с характерной для региона архитектурой. На его месте построили высотное здание, совершенно чуждое как масштабу, так и архитектуре старого города.

— В чем же причина?

— На десятки объектов отсутствует первичная учетная документация. Они не имеют утвержденного юридического статуса памятника истории и культуры. К сожалению, в области до сих пор фактически не работает Федеральный закон № 73 от 25.06.2002 «Об охране объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». Отсюда проблемы, связанные с сохранением архитектурного и градостроительного наследия.

— Но ведь город — это живой организм, находящийся в постоянном развитии. Где же искать выход из сложившейся ситуации?

— Первое, при реконструкции и строительстве в историческом городе необходим компромисс, разумное сочетание нового строительства с историческими традициями. Следует создать условия для преемственного развития планировочной структуры и пространственной организации поселений. Историческая среда должна сохраниться, быть жизнеспособной и комфортной.

Второе, при разработке проектов реконструкции поселений архитектор должен помнить, что архитектурно-градостроительное наследие, несущее общую информацию о представлениях, вкусах, художественных предпочтениях и характере предшествующих поколений, является материальной основой, хранящей культуру народов, память и «дух места», залогом сохранения историко-культурного своеобразия поселений.

Несмотря на все проблемы, Камышин сохранил свою художественную уникальность. В нем сохранен принцип постройки городов по регулярной системе XVIII–XIX века. Это ваша главная ценность. Любите свой город, уважаемые камышане!