Профессор ВолГАСУ Валентина СеребрянаяВедущее место среди множества проблем современного градостроительства в России занимает проблема сохранения культурно-исторического наследия. Перед проектировщиками, в том числе и Камышине, стоит важнейшая задача — уберечь не только отдельные уникальные здания, но и целые комплексы, которые составляют историческую архитектурную среду. Фактически нам необходимо сохранить исторический город в целом как памятник градостроительства. Об этом важно вопросе мы беседуем с искусствоведом, профессором Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии В. В. Серебряной (на фото).

Валентина Васильевна прекрасно знает Камышин, каждый его старинный дом, каждую улочку… На конференции в Москве она выступала с докладом «Проблемы сохранения архитектурного наследия г. Камышина». Ученые разных городов были поражены красотой старинного Камышина, памятниками его уездной архитектуры и прекрасным месторасположением.

— Валентина Васильевна, в 80-е годы прошлого века в результате экспедиций по Волгоградской области, проводимых под вашим руководством, в список исторических городов было включено 17 поселений, архитектурный облик которых создавался на протяжении нескольких столетий. Таким является и Камышин. Почему сегодня вы обозначаете проблему по сохранению архитектурного наследия Камышина как главную?

— Причина очевидна: утрата ряда памятников и искажение исторического облика города за счет новой застройки. На основе предварительных исторических и градостроительных исследований, проведенных мной, выявлены памятники архитектуры и их группы, формирующие пространственную структуру города, его композицию и архитектурный облик. Анализ имеющихся архивных и натурных материалов показал, что город Камышин по ценности архитектурного наследия можно отнести к классу «А» — высшему классу по общепринятой научной классификации.

— В чем же уникальность города?

— Мало кто знает, что план Камышина (от 12 января 1826 года), был утвержден Александром I! Совершая свое путешествие по Волге в 1838 году, братья-художники Григорий и Николай Чернецовы отмечали, что «Камышин со стороны Волги представляется красивым городком, в нем видны хорошие строения». В связи с приверженностью к классическим традициям возводятся здания в стиле классицизм, что хорошо сочеталось со строгой и регулярной застройкой. Особенно интенсивное строительство в городе ведется во второй половине XIX и начале XX веков. Здания, возведенные в это время, принадлежат к стилевой архитектуре данного периода (эклектика и модерн).

На архитектурно-градостроительной среде Камышина отразилась полиэтническая сущность культуры населения города. В Камышинском уезде, в том числе и в Камышине, значительную часть населения составляли немцы, переселенные сюда из Германии Екатериной II во второй половине XVIII веков. Из новых общественных зданий построены женская гимназия, банк, школы, народный дом и другие. Облик улиц сформирован купеческими домами. На главной, Саратовской, улице (позже Александровском проспекте) появились купеческие усадьбы Альтуховых, Шнайдера, Абызова, Райсих и другие. В начале XX века на берегу Волги были выстроены земская управа и комплекс реального училища, обогатившие панораму города с Волги. Анализ градостроительной истории города, сопоставление планов 1798, 1826 и 1894 годов констатируют: каждая последующая система плана, меняясь, содержала в себе элементы предшествующих — местоположение площадей, основные направления улиц. Город разрастался, приобретал другой масштаб, другие размеры, изменялся его силуэт.

— Но времена менялись…

— Да, в советское время город потерял многие строения. Первые утраты понесли храмы. До 30-х годов XX века в городе было семь культовых зданий. Из них сохранилось только одно — Никольская церковь. Архитектурное наследие Камышина представлено главным образом его центром. Именно здесь имеются наибольшие утраты. Особенно сильно подверглась разрушению историческая часть города с начала 80-х годов. Уничтожены не только ветхие здания, но и крупные фрагменты улиц. В этой части города проявились противоречия между старой и новой застройкой, вторжение нового в сложившуюся историческую среду. Стремление придать памятникам архитектуры современный характер приводит к разрушению его объемной композиции, архитектурно-художественного образа, стилистики, а застройка улиц исторического центра, набережной Волги особняками сомнительного архитектурно-художественного качества — к разрушению исторически сложившейся среды. Из-за ошибочных градостроительных решений уничтожается выразительный силуэт города. Произвол проектировщиков приводит к искажению облика города и его художественных закономерностей. На главной исторической улице Октябрьской (Саратовской) снесен один из самых респектабельных купеческих особняков конца XIX века с характерной для региона архитектурой. На его месте построили высотное здание, совершенно чуждое как масштабу, так и архитектуре старого города.

— В чем же причина?

— На десятки объектов отсутствует первичная учетная документация. Они не имеют утвержденного юридического статуса памятника истории и культуры. К сожалению, в области до сих пор фактически не работает Федеральный закон № 73 от 25.06.2002 «Об охране объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». Отсюда проблемы, связанные с сохранением архитектурного и градостроительного наследия.

— Но ведь город — это живой организм, находящийся в постоянном развитии. Где же искать выход из сложившейся ситуации?

— Первое, при реконструкции и строительстве в историческом городе необходим компромисс, разумное сочетание нового строительства с историческими традициями. Следует создать условия для преемственного развития планировочной структуры и пространственной организации поселений. Историческая среда должна сохраниться, быть жизнеспособной и комфортной.

Второе, при разработке проектов реконструкции поселений архитектор должен помнить, что архитектурно-градостроительное наследие, несущее общую информацию о представлениях, вкусах, художественных предпочтениях и характере предшествующих поколений, является материальной основой, хранящей культуру народов, память и «дух места», залогом сохранения историко-культурного своеобразия поселений.

Несмотря на все проблемы, Камышин сохранил свою художественную уникальность. В нем сохранен принцип постройки городов по регулярной системе XVIII–XIX века. Это ваша главная ценность. Любите свой город, уважаемые камышане!

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *