Закон жизни неизменен: подрастают новые поколения, и вновь задают вопросы, на которые, казалось бы, ранее было отвечено далеко не единожды. К тому же в наше время возможность спрашивать что-либо у широкой аудитории без проблем дает интернет — так, в соцсетях, сфотографировав некий «антропогенный объект» в теле волжского обрыва у Камышина (район улицы Петровской), появился вопрос: «Кто-нибудь знает, что это?».

Камышинская лесотаска. Сегодня и при постройке
Камышинская лесотаска. Сегодня и при постройке

Знаем. Это камышинская лесотаска. Точнее, её нижняя часть, которая выходила непосредственно к Волге. По лесотаске, естественно, тащили лес, то бишь поднимали его с нижней террасы, у Волги, где причаливали плоты с бревнами, — на верхнюю, куда подходили железнодорожные пути. Такая была транспортная логистика в начале XX века при перевозке бревен. Лес транспортировали сначала водным путем по Волге (из губерний, расположенных выше по течению, где он произрастает, — например, Нижегородской), а затем — железнодорожным, по Камышинскому уезду и другим.

Лесотаска была построена в конце XIX века, когда в городе был реализован широкомасштабный проект по строительству железнодорожной ветки Тамбов-Камышин. Реализовывало проект Акционерное общество «Рязано-Уральская железная дорога», которому Камышинская городская дума выставила ряд условий в обмен на отчуждение городской земли под постройки. РУЖД «привела» в Камышине не только железнодорожные пути, но и построила вокзал (1894 год), мост через Камышинку (1896 год) и водопровод (сдан в эксплуатацию в 1898 году).

Разгрузка брёвен на лесотаске Камышина
Разгрузка брёвен на лесотаске Камышина

Кроме того, Акционерное общество ввело в строй целый комплекс зданий и сооружений железной дороги — депо с поворотным кругом, водокачки (частично сохранились до сих пор), элеватор емкостью 500 000 пудов, нефтесклад, нефтяную, хлебную, рыбную и соляную пристани с подъемниками и подвесными вагонетками, а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. Ну, и известную нам лесотаску с тоннелем, часть которой в виде арочного выхода к воде в теле волжского обрыва сохранилась до сих пор.