В середине «лихих девяностых» Гарик Сукачев исполнил песню «А за окошком — месяц май», в которой были слова: «Она не хочет — вот беда! Выходить за него, а он мужчина — хоть куда! Он служил в ПВО!».
Именно эти слова напомнили гости редакции infokam.su — два ветерана, которые посвятили годы своей биографии службе в частях противовоздушной обороны. Ветераны прочитали статью «Депутат Госдумы, «голубой берет» Владимир Шаманов одобрил переделку камышинского «НЛО-шара» под планетарий» и вынесли предложение: назвать будущий планетарий «Луч».
— Почему «Луч»? — поинтересовался я.
Да потому что купол или шар, о котором идет речь, как объяснили специалисты, — это радиопрозрачное укрытие (РПУ), которое предназначено для защиты антенных систем радиолокационных станций (комплексов) от воздействия метеорологических факторов и улучшения условий эксплуатации. Это часть радара автоматизированной системы управления соединениями под названием «Луч-1».
И поведали служивые, чьи виски давно убелила седина, что одна из главных задач войск ПВО заключалась в создании и размещении автоматизации систем управления на территории страны «для обеспечения чистого мирного неба над головами советских граждан». Первая АСУ называлась «Луч-1». Именно эти «лучи» расположили в окрестностях Камышина, Капустина Яра и других городов всей страны в целом и Нижнего Поволжья, в частности. На полигоне в Камышине проходили испытания информационной системы, реализовавшей автоматизированный процесс обработки и управления для радиотехнических частей в реальном масштабе времени на базе цифровой техники. Это был второй этап развития АСУ войсками соединения ПВО.
«Внутри вы, наверное, не были, — уточнили гости редакции. — Так знайте: внутри создается эхо, которое многократно отражается от стен, поэтому в планетарии придется придумывать «шумоуловители». А название «Луч» для планетария станет для подрастающего поколения камышан патриотическим и нравственным ориентиром: сохраняйте память о прошлом, помните тех, кто строил, создавал, защищал и верно служите Отчизне!».
А почему и нет? — подумали мы в редакции. Солнечные лучи, космические лучи — разве название «Луч» не подходит для планетария?!