Как правило, историки и краеведы, рисуя образ старого Камышина или пытаясь отобразить течение времени, пользуются фотографиями. Это и точно, и документально… Однако же настоящими «живописцами времени» являются художники, ибо только они запечатлевают на полотнах не только пейзажи, но и создают образы — прошлого и современности.

6 августа (25 июля по старому стилю) на свет появился Яков Вебер — будущий художник, которого назовут певцом волжских просторов. С него и начнём...

Певец волжских просторов

В 1870 году в Камышинском уезде (село Голый Карамыш, сегодня — Саратовская область) родился Яков (Йоханн) Вебер — художник, чьи полотна будут экспонироваться на выставках в России, Италии, Швеции, Голландии. Вебер станет учеником Коровина, а его этюды высоко оценит Репин. Выходец из многодетной семьи, он в 16 лет сбежал в Саратов, чтобы прославиться как художник.

Яков Вебер, художник
Яков Вебер и его произведение

В Радищевском музее Саратова Вебер трудился копиистом. В 27 лет он уехал в Москву. Потом были Пенза, Санкт-Петербург. В 1902 году Вебер — студент Петербургской академии художеств. В этом же году ему присуждена первая премия Куинджи за этюды на академической выставке; три из его картин были закуплены академией. В 1902-1907 годах Вебер принимал участие во всех крупных Петербургских выставках. За успехи и профессиональное мастерство академический совет присудил ему диплом художника живописи и чин Х класса. Его картины направлялись в Голландию, Швецию и Италию, где много раз отмечались премиями.

Яков Яковлевич Вебер умер 20 февраля 1958 года. Умер не только человек, но и художник: его поздние и, несомненно, гениальные творения оказались «разбросаны» по крестьянским домам, школам и колхозным клубам. Они приходили в негодность, выбрасывались… Одни из его картин потерялись в музейных запасниках, другие — скрылись в частных коллекциях.

Пастух из Камышина

Тифлис. Коджорская улица. Квартиру в доме № 15 снимает Сергей Есенин. К поэту массой ходят люди — так, что однажды он, выскочив на свежий воздух, поэт воскликнул: «За два часа ни одного человеческого слова!». Но есть среди многих любимых гостей один художник, которому Есенин рад — это сын пастуха из Камышина, художник Илья Герасимович Рыженко.

Рыженко — самоучка. Талантливыми работами он покорил земскую учительницу Сургучеву. Она обратилась с прошением выше, оттуда прошение передали предводителю дворянства Камышинского уезда, главе земской управы графу Д.А. Олсуфьеву. И тот откликнулся, помог… Талантливый 14-летний мальчишка поступил в Боголюбовское рисовальное училище в Саратове.

Илья Рыженко, Камышин
Художник И.Г. Рыженко с сыновьями: Владимиром и Николаем. 1932 г. (Камышинский историко-краеведческий музей)

Но тут революция, Гражданская война. Рыженко бросил Императорскую Академию художеств в Петербурге, куда поступил с большим желанием и возвратился в Камышин. Он — в центре событий.  Член, а потом — секретарь исполкома Камышинского уездного Совета. В протоколе заседания исполкома от 11 декабря 1917 года можно прочесть его речь: «Раздором и расколом казаков необходимо воспользоваться, и если это будет представляться возможным, то отобрать оружие…».

Рыженко покинул Камышин вместе с Красной армией. Его ждали Грузия и Азербайджан. Азербайджан и стал творческой звездой бывшего пастуха из Камышина. Рыженко был руководителем художественного училища, написал много больших полотен из революционного прошлого Азербайджана, отразил в своих картинах трудовые подвиги бакинских нефтяников, получил звание заслуженного деятеля искусств. Умер в 1952 году.

Н. К. Вержбицкий в книге «Встречи с Есениным» записал: «Есенин мог часами читать свои стихи в присутствии Рыженко. Но тот иногда не выдерживал и, размахивая руками, кричал: «Баста! Хватит! Ты меня задавил образами! Дышать нечем!.. Твои стихи, Сережа, тем и хороши, что их нужно медленно прихлебывать, как хорошее вино из хрустального бокала!».

От куполов — до куполов

В 2014 году Камышин отметил 100-летие местного художника Николая Ерофеева. Человек большой физической силы, гибкий и бесстрашный, он был известен всему Камышину уже в 1930-х годах. Он работал в цирке и летом выступал в парке, демонстрируя акробатические трюки на трапеции.  «Летал по самым небом!» — ахали камышане. А однажды исполнил трюк, привязавшись к куполу Вознесенского собора. Православную святыню готовили к сносу, крестов уже не было…

Камышин, Николай Ерофеев
Таким Николай Ерофеев изобразил себя на полотне "Молодые годы"

Спустя долгие годы (Ерофеев умер в 87 лет) Николай Васильевич захотел изобразить революционные страсти на камышинской улице. Непременно — на фоне церкви с куполами. Но фотографий царского времени не нашлось, и Вознесенский собор на память получился довольно жалким.

В годы войны могучий телосложением акробат готовил горных стрелков-альпинистов для боевых действий в горах Кавказа. В 1945 году он возвратился в Камышин, где и прославился как художник. Ерофеев был творчески «всеяден»: писал всё — пейзажи, натюрморты, портреты. Он создал серию портретов земляков: хлеборобы и животноводы разошлись по колхозам, текстильщики — на ХБК. Особое место — Герою Советского Союза А.П. Маресьеву. Как ни странно, при огромном количестве работ мастера до наших дней сохранилось совсем немного. Есть несколько — в администрации города, еще часть — в Камышинской художественной галерее. Больше всего  — в школе села Саломатино.

Одну из них, хранящуюся в Камышинской художественной галерее, — портрет Петра Великого — он писал уже слепым, поэтому она является данью, скорее, всесильному человеческому духу, чем искусству. Но сохранились и «революционные страсти» на фоне пятиглавого Вознесенского собора.

Гений из Камышина — художник Евгений Синилов

Честно говоря, художника Евгения Синилова считают своим гением и в городе Очакове, где он родился в 1933 году. Скрупулезные искусствоведы подсчитали: замечательный художник-график, мастер гравюры, экслибриса и перфеличе, оформил свыше 60 книг и создал более 500 экслибрисов. Но разве в цифрах выражается талант художника…

Евгений Синилов
Экслибрисы Евгения Синилова - предмет коллекции музеев и частных лиц

Так сложилась судьба художника, что, будучи «морским человеком» (Синилов — кадровый офицер флота), он осел на берегу великой Волги, в городе Камышине. За жизнь Евгений Григорьевич Синилов, кажется, попробовал все — от графики до гравюры. Он иллюстрировал книги (прославился оформлением книг А. Пушкина, Е. Замятина, М. Булгакова) и писал акварели. И пошел дальше — стал создателем экслибрисов, заказы на которые получал не только из России, но и из Англии, Испании, Голландии.

Имя мастера известно экслибрисистам всего мира. Синилов являлся участником и дипломантом ряда международных, всесоюзных, областных и персональных выставок. Его художественные произведения экспонировались в городах России и во многих странах Европы. Имя художника стоит в списке лучших в мире мастеров книжного знака во Всемирной энциклопедии современного экслибриса (Португалия, 1995).

В 2000 году Е. Г. Синилов был награжден знаком «За достижения в культуре» Министерством культуры РФ.