20 декабря regnum.ru, как и многие СМИ России, запустил в интернете сообщение о дискуссии депутатов Госдумы вокруг правительственного законопроекта, который позволяет региональным и муниципальным властям вводить временные ограничения движения автомобилей по дорогам путем взимания платы.

Критику правительственной инициативы позволили себе немногие депутаты, в частности единоросс Вячеслав Лысаков, который убежден в том, что данная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации. Однако его оппоненты и политологи, обивающие пороги Госдумы, тут же обвинили Лысакова и ряд его коллег в том, что их позиция расходится с «партийной линией».

Так, небезызвестный волгоградцам профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, бывший некогда вице-губернатором Волгоградской области, заявил, что «...если парламентарий регулярно выступает вразрез с позицией фракции, его следует лишать мандата. «Если результаты голосования систематически идут вразрез мнению фракции, то, конечно, человека надо лишать мандата вообще», — полагает Матвейчев.

Эту же «песню» продолжил и директор Института политических исследований Сергей Марков: «Депутаты сидят в законодательных собраниях, в Госдуме — во многом благодаря тому, что они согласились сотрудничать с исполнительной властью в подчиненном формате... Если они начинают выступать против неё, это говорит о том, что депутат нарушил договор и вполне может быть лишен мандата», — полагает Марков.

Однако, комментируя принятый в первом чтении законопроект о платном въезде в города, упомянутый выше депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия») увидел, что «...это чисто коммерческий подход, здесь не пахнет никакой заботой об организации дорожного движения, здесь прямая заинтересованность в конкретных финансовых потоках».

«Это нарушает конституционные нормы!», — считает парламентарий. 

«Сейчас через правительство внесли законопроект, где многие вещи разумные, их надо дорабатывать, они действительно касаются организации дорожного движения. Но ложка дегтя в этом законопроекте, каковым является разрешение вводить платный въезд в любой город, перечеркивает весь законопроект», — считает Лысаков.

Обратимся еще раз к сути полемики. За законопроект, позволяющий местным властям делать платным въезд в центр или район города, Госдума проголосовала в первом чтении ещё в пятницу, 16 декабря. Что двигало при этом депутатами? Оказывается авторы инициативы напирали на то, что «этот документ повысит безопасность дорожного движения, сформирует единый подход к организации дорожного движения в стране, пополнит бюджеты муниципалитетов».

Однако на местах представители властных структур обратили внимание на то, что именно им предстоит организовывать дополнительные парковки и создавать новые маршруты общественного транспорта. По силам ли им это? Вот какой ответ на этот вопрос получили, в частности, журналисты РИА «Воронеж», спросившие общественников: «Считаете ли вы введение платного въезда в Воронеж или его центр возможным и нужным?».

Обсуждая эту тему Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» подчеркнул: «Ограничения автомобилепользования – общемировая тенденция. Платный въезд в отдельные зоны городов придуман не в России, эта практика внедряется во многих мегаполисах, причем преимущественно успешно. Самый знаменитый пример – платный въезд в центр Лондона, который может обойтись владельцу автомобиля до 14 фунтов стерлингов (1120 рублей). У этой меры есть масса преимуществ, однако в Госдуме поторопились узаконить подобное в России. Ключевое слово здесь – «поторопились».

Оказывается, камнем преткновения при реализации данного закона станет то, что в большинстве областных центров нет понимания того, как решить проблему бесплатного проезда через пункт взимания оплаты для «местных» автомобилей. Подход к этому вопросу в областях разный. В одних обещают местным автомобилистам, что не будут взимать с них «мзду». В других об этом пока даже и не думали. В третьих никак не найдут ответ на вопрос об идентификации машин жителей областных центров, проживащих в будущей платной зоне.

Лично мне ближе всего следующий посыл, который может объединить противоборствующие стороны: «При платном въезде в города альтернативой личным автомобилям может стать только безопасный и комфортный общественный транспорт».

Однако при этом сразу же встаёт вопрос: «А есть ли такой в областных центрах России?». Конечно же, НЕТ! И правы те депутаты и их избиратели, которые полагают, что введение платного въезда в таких условиях не то, что в центр, а вообще куда-либо, кроме, как свинством, назвать будет нельзя!».