6 июля 2011 года в Камышине сделал четырехчасовую остановку двухпалубный красавец «Башкортостан», принадлежащий компании «Речфлот».
Теплоход следовал по маршруту «Москва-Волгоград-Москва», около 60 гостей из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов осмотрели исторический центр Камышина, посетили историко-краеведческий музей и памятник природы — горы Уши...
Ты помнишь, как все начиналось?
В 2007 году глава городского округа — город Камышин А.И. Чунаков обратился к гендиректору ООО «Волгоградский речной порт» А.П. Моложавенко с просьбой (см. документы), «продать, либо предоставить дебаркадер № 45 с целью организации в городе Камышине туризма и культурного досуга граждан на воде».
Естественно, частный речной порт захотел дебаркадер продать — капитализм же на дворе! И директор ООО «Строительная фирма ЮГ» Анатолий Ярмолович, который давно мечтал возродить в родном городе речной туризм, пошел на сделку: за 2 миллиона рублей декбаркадер-45 был куплен, а весной 2008 года он был доставлен в Камышин.
В том же году к дебаркадеру должно было причалить первое пассажирское судно — трехпалубник «Александр Невский», который в рамках презентационного тура привез в город представителей администраций Волгоградской области, Камышина и Камышинского района, ветеранов войны и труда, представителей туроператоров и журналистов. Кстати, до этого момента пассажирские теплоходы в Камышин не заходили около 16 лет.
«К моменту прибытия в Камышин «Александра Невского» на дебаркадере провели лишь косметический ремонт: покрасили внешние стены и отремонтировали центральный проход, — вспоминает Анатолий Ярмолович. — В итоге, первый круизный лайнер причалил в речном порту к куче песка и металлолома. Часть пассажиров «Александра Невского» доставляли к дебаркадеру ОМиками, а часть, преодолев кучи песка, разместилась в автобусах».
Далее дебаркадер-45 отбуксировали в речной порт Камышина, где за два года при инвестициях порядка 20 млн рублей он был прекращен в плавучую пристань с бильярдной и гостиничными номерами для отдыха туристов и местных жителей и открытыми верандами на верхнем этаже. Под крышей третьего этажа был построен ресторан, оснащённый новейшим кухонным оборудованием.
11 июля 2008 года между фирмой «Юг» и комитетом по управлению имуществом администрации Камышина был заключен договор о предоставлении в аренду земельного участка для обеспечения стоянки дебаркадера сроком на 5 лет, который был зарегистрирован в регистрационной палате 20 марта 2009 года.
13 июня 2009 года в Волгограде строительная фирма «Юг» выиграла аукцион в Отделе водных ресурсов по Волгоградской области и заключила договор на право водопользования, где указаны географические координаты водного объекта и схема установки дебаркадера. Срок действия договора — 5 лет. Также ФГУ «Нижневолжскрыбвод» составило заключение, в котором дана оценка воздействия деятельности фирмы «Юг» на биоресурсы Волгоградского водохранилища (р. Камышинка) при использовании данного объекта при размещении дебаркадера. ФГА «Волго-Каспийское территориальное управление Росрыболовства» согласовало размещение дебаркадера. Кроме того, есть акты экологической экспертизы проведения водолазных работ.
2010 год — первые проблемы
Как рассказывает Анатолий Ярмолович, проблемы начались летом 2010 года. В строительную фирму «Юг» прибыли представители транспортной прокуратуры. Претензия состояла в том, что дебаркадер-45 несет угрозу людям. Однако в то время он стоял на реконструкции и даже не был введен в эксплуатацию!
Сразу же после ухода сотрудников транспортной прокуратуры проект реконструкции был направлен для согласования в Самару в Средне-Волжский филиал Российского речного регистра. Но не тут-то было: проект реконструкции был не признан, поскольку работы начались до его согласования. Выход из данной ситуации оказался один: требовалось завершить все работы и провести экспертизу безопасности объекта уже по факту. Организация, которая имеет полномочия на проведение подобной экспертизы, существует в городе Волжском.
В 2010 году были согласованы и трассы для подключения дебаркадера-45 к водопроводу, канализации и электросетям. Месторасположение плавучей пристани таково, что коммуникации проходят через Парк Победы. Технические условия и схему трасс согласовали около года, несмотря на личное письмо Анатолий Ярмоловича мэру Александру Чунакову. Видимо, городу уже не требовался ни «досуг граждан на воде», ни «организация туризма».
Плавучая пристань была установлена у Парка Победы. А 6 июля 2011 года, как мы отметили в начале статьи, к ней пришвартовался «Башкортостан».
От проблем — к поджогу
Далее события развивались быстро и с криминальной подоплекой. Сразу же после ухода «Башкортастана» факт о визите двухпалубника протоколируют работники администрации (начальник Управления ГО и ЧС А.М. Чеботарев, заместитель директора МАУ «Спорткомплекс «Текстильщик» В.П. Вчерашний, работница пресс-службы И.С. Рыбина и другие), а и.о заместителя главы города С.В. Зинченко пишет письмо прокурору, где «на голубом глазу» сообщает тому, что администрация якобы «не располагает документами о введении в эксплуатацию указанного объекта, регистрации его как плавучего причала для судов». Другое письмо (уже от А.И. Чунакова) с фактом «появления» «Башкортостана» и угрозе «безопасности пароходства, а также жизни и здоровью пассажиров» отправляется в природоохранную прокуратуру.
Что отвечает природоохранный прокурор главе Камышина? То, что мы уже отметили выше в тексте: что строительная фирма «Юг» выиграла аукцион в Отделе водных ресурсов по Волгоградской области; что заключен договор на право водопользования, где указаны географические координаты водного объекта и схема установки дебаркадера; и так далее. Вывод прокурора: «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Между тем, проверки последовали от другого ведомства — линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора. Анатолий Ярмолович заявляет: акт осмотра судна от 19.07.2011г. нарушал множество статей закона о предпринимательстве, начиная с порядка проведения проверки, отсутствие регламента проверки, приказа на её проведение, времени и сроков, а также указания причин проверки. «Видимо, так торопились, что сами себе наделали больше проблем», — считает Ярмолович.
Если коротко, то «линейщики» вообще не имеют права проверять суда, которые не вводились в эксплуатацию. Откуда могут взяться на судне, не сданном в эксплуатацию, перечисленные в акте документы, если учесть тот факт, что проверяющие ни с кем из руководства фирмы не встречались (о своем приезде не предупреждали), а на борт дебаркадера не поднимались (охрана не пустила самозванцев).
Ещё больше вопросов вызвал акт освидетельствования судна, выданный экспертом Российского речного регистра (он был составлен на основании уже не действующих регламентов), но именно из него следовало, что корпус дебаркадера негоден. Хотя в 2003 году корпус был годен. В остальном выводы обследования экспертом в 2003 и 2011 годах совпадают на 100 %. Кроме того, обнаружен ряд прямых противоречий в тексте документа.
Как и следовало ожидать, акт освидетельствования судна, выданный экспертом Российского речного регистра от 25 мая был аннулирован самим Регистром, как только в фирма ЮГ обратилась с иском в Арбитражный суд Самары…
Подчеркнем: вся эпопея с проверками 2011 года началась не с поручения Генеральной прокуратуры в связи с крушением «Булгарии», а с письма Зинченко на имя и.о прокурора Камышина А. А. Фёдорова № 01-10/636 от 06.07.2011 г. Это письмо стремительно было перенаправлено и. о прокурора Камышина А.А. Фёдоровым, письмом № 506 ж/2011 от 07.07.2011 на имя транспортного прокурора. А крушение «Булгарии» произошло 10 июля 2011 года уже после того, как Зинченко инициировал начало проверок.
Как считает Анатолий Ярмолович, за крушение «Булгарии» проверяющие «спрятались», чтобы прикрыть своё беззаконие. Потом ещё и бывший прокурор Власов направил аналогичное письмо на имя Волгоградского транспортного прокурора.
Но это все, собственно, дела судебные и экспертные... Главные события происходят в 2015 году, когда произошло несколько ЧП.
Сначала плавучая пристань дважды подвергалась нападению подростков-вандалов, из-за чего пострадало внутренняя отделка (6-7 июля были выбиты двери, выломаны ограждения и переломаны лестницы, содрана декоративная облицовка стен и проч.).
Потом, 11 июля, пристань была унесена стихией к Бородинскому мосту, хотя несколько лет стояла на месте, закрепленная двумя стальными швартовочными тросами, железными трубами и страховочными тросами. Наконец, 16 июля уплывшая пристань была сожжена... Факт поджога установлен и подтвержден компетентными органами. Однако по всем трем ЧП до сих пор вопросов больше, чем ответов, уголовные дела приостановлены…
Так трехэтажная пристань вновь стала дебаркадером-45, к которому прикрепился эпитет «камышинский».
Что происходит сегодня?
Итог вопиющего головотяпства и того, как полезные начинания оборачиваются в Камышине криминальными сюжетами, виден в наши дни у Бородинского моста: здесь, вмороженный в лед, лежит в полузатопленном состоянии камышинский дебаркадер-45. Сегодня его судьба решается в судах. Конкурсный управляющий ООО «Строительная фирма ЮГ» (к этому времени фирма обанкротилась — не без участия, как считают многие, той же администрации!) считает, что дебаркадер должна принять в собственность администрации Камышина. Администрация Камышина упорно не идет на это...
Что получил город? Ничего. Трехпалубные круизные теплоходы бросают якорю около речпорта, где функционирует пункт приема черного металла. Туристы радостно фотографируют кучи ржавых кроватей и бочек «всех форматов», а также груды выставленного на продажу песка. И пишут в соцсетях: «Хороший городок Камышин, но, может, пора уже речной вокзал открыть?». Реклама, как говорится, еще та...
Администрация тем временем реализует проект покупки подобного же дебаркадера. Тех же размеров, что и прежний! Причем к нему, видно, уже не будет вопросов, что он «мал размером» для приема крупных круизных теплоходов!
Да и порядок цифр в сумме покупки потрясает. В бюджете-2017 только на проектно-изыскательские работы (ПИР) муниципальному бюджетному учреждению «Служба капитального строительства и эксплуатации» для строительства «пристани-причала на правом берегу Камышинского убежища в районе парка Победы (в рамках туристического кластера «Территория побед»)» заложено 1,5 миллиона рублей.
Ранее программой развития туризма на 2016 год было предусмотрено строительство пристани-причала за 65,4 млн. рублей (13,7 млн. рублей — областные средства, а 51,7 млн. — федеральные). По словам главы администрации Станислава Зинченко, местом расположения новой пристани-причала будет то же место у Парка Победы. Именно этот участок запротоколирован под причал, согласно русловой съемки речки Камышинки, чтобы к пристани могли швартоваться трехпалубные круизные теплоходы.
Что хочется сказать в конце статьи, читатель, пожалуй, поймет сам.