В ноябре на заседании Камышинской городской думы был вынесен проект бюджета города на 2011 год. Первое чтение бюджет прошел «на ура»: проголосовали «за» его принятие практически единогласно. Теперь бюджет ожидает второе чтение, а это уже более «тонкие» детали: например, утверждение сумм по отраслям, то есть конкретика.
Как показывает опыт многих муниципальных образований, на втором чтении, как правило, бывает сломано немало копий. На страницах интернет-портала infokam.su планирует опубликовать несколько материалов, посвященных этой теме. Бюджет города — это его главный финансовый документ. Потому камышане должны знать, сколько денег город заработает в следующем году и сколько и куда потратит.
Итак, основные параметры бюджета. Доходы — 1 640,7 млн. руб. Как пояснил в интервью газете «Волгоградская правда» глава Камышина Александр Чунаков: «Бюджет будущего года на 80 млн. рублей меньше, чем бюджет-2010, и придется «поужаться в расходах». Сэкономить решено в основном на ЖКХ и здравоохранении. Руководители соответствующих комитетов отнеслись к такому решению с пониманием: в этом году они получили немало бюджетных средств на капстроительство «своих» объектов». А вот представители комитета по образованию не сильно довольны — запланированных денег на развитие отрасли, утверждают, не хватит».
Тем не менее, если рассмотреть цифры бюджета, то выясниться, что 48,7 % средств городской казны поступит в «образование», 17,3 % — «здравоохранение» и примерно столько же — на «культуру» и «спорт». При этом доля расходов на здравоохранение колеблется и имеет общую тенденцию к снижению с 19,3 % в 2008 году до 14,7 % к 2013 году. Расходы-2011 увеличатся по следующим статьям: «общегосударственные вопросы» (на 1,5 %), «охрана окружающей среды» (на 12 %), «социальная политика» (6,3 %), а также «образование» и «культура и кинематография».
Теперь о весьма важно вопросе: где деньги брать? Как пояснили «Инфокам» специалисты, в структуре доходов отмечается тенденция к сокращению доли собственных доходов и увеличению межбюджетных трансфертов (трансферты составляли около 29 % доходов в 2008-09 годах, выросли до уровня 42 % в 2010 году; в 2011 ожидается 40,4 %, в 2012 — 45,2 %).
Надежда на пополнение собственной доходной части бюджета зиждется на промышленных предприятиях. Ведь промышленные предприятия создают основу бюджета города, поскольку являются главными налогоплательщиками. По мнению Александра Ивановича, ставку можно сделать на крупные предприятия: «Газпром-Кран», завод бурового инструмента, завод «Ротор», «Текстильная компания «Камышинский ХБК» и другие. Кроме того, в составе неналоговых доходов в 2011 году запланировано увеличение доходов от сдачи в аренду земельных участков (с 49 млн. руб. в 2010 году до 75 млн. руб. в 2011 и до 89 млн. руб. к 2013 году. Но принесет ли это ожидаемые деньги, — вопрос. Если сильно перегнуть палку, то арендатор просто «убежит» от кассы, едва увидев сумму аренды.
Промышленные предприятия Камышина пока нельзя назвать «стабильно развивающимися». Возможны разные варианты их развития, и, видимо, поэтому в дальнейшем (бюджетные планы на 2012-2013 годы) предполагается сокращение доходов до уровня примерно 1,4-1,5 млрд. руб. прежде всего за счет сокращения расходов по статьям «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование» и «Здравоохранение».
Как и в прежние годы, бюджет Камышина — 2011 является дефицитным. Дефицит планируется в размере 83,3 млн. руб. Поэтому, опять-таки как и в прежние годы, Камышин возлагает надежды в части пополнения местной казны на помощь из регионального бюджета.
Комментарий депутата Камышинской городской думы Н. Е. Малыгина:
«К моему сожалению, я не смог присутствовать на этом заседании, потому что находился в служебной командировке. Поэтому о ходе заседания по принятию бюджета в первом чтении я узнал из СМИ. Меня, как, наверное, и всех камышан, беспокоит прогноз снижения доходной части бюджета. Основой его наполнения на местном уровне администрация рассматривает налоговые сборы. И это правильно. Однако комментарий председателя комитета экономического развития Сергея Тихонова по существу вопроса, на мой взгляд, был совершенно неадекватен ситуации. Сергей Иванович, в частности, заявил буквально следующее: «Если все депутаты, присутствующие за этим столом, погасят долги по налоговым отчислениям, у нас будут хорошие прогнозы не только в этом, но и в будущем году».
Со своей стороны хочу подчеркнуть, что группа компаний, в которой я работаю, исполняет все свои налоговые своевременно и в полном объеме и является добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, в думе есть медики, педагоги и представители других профессий. Как они могут влиять на процесс наполнения бюджета, непонятно. Огульные претензии подобного плана оскорбительны для депутатов, поэтому чиновнику такого ранга так вести себя на заседании недопустимо. А если есть подобные факты, то следует называть конкретные фамилии, фирмы и предприятия.
Анализируя бюджет, я задаюсь вопросом: почему столь низки неналоговые поступления? Еще в прошлом году я поднимал вопрос о необходимости использования всех возможностей для повышения уровня неналоговых поступлений. В частности, муниципальный рынок мог бы приносить куда большие средства в городскую казну. С прибылью работает и «Камышинский хлебокомбинат», который за пять лет работы не выплатил своему учредителю — администрации г. Камышина — ни рубля дивидендов. Подобные факты, сопровождаемые недостатком информации, в отношении муниципального рынка и хлебокомбината порождают неприятные мысли. И все это происходит в то время, когда Президент страны Дмитрий Медведев в своем обращении прямо говорит о том, что «власть должна продать заводы, газеты и пароходы», вести не бизнес, а заниматься проблемами людей.