Лет 10-20 назад в Камышине еще можно было встретить старожилов, которые, стоя у здания местного музея, вспоминали: «Здесь, Леонид, на нашем любимом бульваре в 1930-х годах стояла парашютная вышка».
— И что, народ мог посмотреть, как с неё прыгают все желающие?
— Да, её построили для тренировок. Это было время, когда мы все хотели летать...
Восемьдесят лет назад в СССР бурно развивалась авиапромышленность. Это было время осуществления сверхдальных перелетов. О том, чтобы стать пилотом, бредили с юных лет, а призывники непременно хотели служить в авиации. Не было ни одной газеты, где бы ежедневно не публиковались заметки, связанные с покорением «пятого океана», — так уважительно называли тогда земную атмосферу.
Читаем заголовки «Сталинградской правды» (июль 1935 года): «Награждение участников парашютных прыжков», «Планерист Карташов закончил полет», «653 часа в полете», «С парашютом в облаке дыма»... Центральная областная газета сообщала о развитии авиатранспорта в крае: «До этого года в области существовала всего одна авиалиния «Сталинград — Урюпинск». Сейчас сеть воздушных линий значительно расширена. Уже открыто регулярное сообщение между Сталинградом, Камышином, Владимировкой и Элистой...».
Повсеместно оборудовались парашютные вышки. Известно, например, что инженер с сталинградского завода «Красный Октябрь» Клочков сконструировал вышку новой металлической конструкции, получившую высокую оценку в Москве и Франции.
В Камышине тоже возводится парашютная вышка. Её устанавливают на территории любимого места отдыха камышан — на бульваре. Камышинский бульвар представлял собой озелененный еще с царских времен небольшой клочок земли перед зданием нынешнего историко-краеведческого музея. Он продолжался и за зданием музея, откуда можно было любоваться Волгой. Это было своеобразное «зеленое кольцо»: традиционно камышане совершали променады, прогуливаясь по улице Советской от парка до бульвара, потом обходили здание музея (в нем размещался горсовет), и возвращались в парк по улице Лазарева.
Но мы отвлеклись... Перед нами фотография 1937 года, когда парашютная вышка из-за своей высоты стала своеобразной архитектурной «доминантой» города. Её были видно практически с любой точки старого Камышина, поэтому старшее поколение камышан точно запечатлело в памяти факт ее существования. Местная газета «Коллективист» (от 15 июля 1937 года) сообщала: «Строительство парашютной вышки на бульваре близится к концу. На строительство израсходовано 18 500 рублей».
К сожалению, в моем распоряжении нет технических данных этого сооружения. Однако то, что в городе это было одно из самых высотных сооружений (помимо церквей), не вызывает сомнения. Скорее всего, камышинская парашютная вышка представляла собой аналог московской (см. фото ниже).
Из публикаций в камышинской прессе (газете «Коллективист») известно, что вышку строили долго, потому что не хватало средств. Зато когда её открыли, местные жители весьма охотно приобщились к парашютному спорту, популярному в то время.
К слову, тот же «Коллективист» (от 4 февраля 1937 года) проинформировал горожан о дальнейших планах по развитию этого вида спорта: «Приступлено к строительству на площади Павших борцов парашютной вышки, стоимость которой выразится в 13 тысяч рублей» (стилистика сохранена — прим. авт.). Однако этот проект остался нереализованным.
В 1936 году французский писатель Андре Жид, побывавший в СССР, записал о прыжках с парашютной вышки в парке Горького в Москве: «В углу парка, недалеко от входа, владения парашютистов. Там это очень популярный вид спорта. Через каждые две минуты с вершины сорокаметровой вышки прыгают по очереди любители парашютного спорта. Жесткий удар о землю — можно считать себя парашютистом. Ну, кто рискнет?».
Колеса обозрения в городе нет, вышки парашютной тоже нет, а ведь были! А сейчас диодные "фонтанчики"...
Заметьте , берега пологие на всём протяжении города. Везде можно подойти к реке а сейчас одни обрывы, бетонные и металлические заборы.