Лет 10-20 назад в Камышине еще можно было встретить старожилов, которые, стоя у здания местного музея, вспоминали: «Здесь, Леонид, на нашем любимом бульваре в 1930-х годах стояла парашютная вышка».

— И что, народ мог посмотреть, как с неё прыгают все желающие?

— Да, её построили для тренировок. Это было время, когда мы все хотели летать...

Камышин. Парашютная вышка на бульваре. 1937 год
Камышин. Парашютная вышка на бульваре. 1937 год

Восемьдесят лет назад в СССР бурно развивалась авиапромышленность. Это было время осуществления сверхдальных перелетов. О том, чтобы стать пилотом, бредили с юных лет, а призывники непременно хотели служить в авиации. Не было ни одной газеты, где бы ежедневно не публиковались заметки, связанные с покорением «пятого океана», — так уважительно называли тогда земную атмосферу.

Читаем заголовки «Сталинградской правды» (июль 1935 года): «Награждение участников парашютных прыжков», «Планерист Карташов закончил полет», «653 часа в полете», «С парашютом в облаке дыма»... Центральная областная газета сообщала о развитии авиатранспорта в крае: «До этого года в области существовала всего одна авиалиния «Сталинград — Урюпинск». Сейчас сеть воздушных линий значительно расширена. Уже открыто регулярное сообщение между Сталинградом, Камышином, Владимировкой и Элистой...».

Повсеместно оборудовались парашютные вышки. Известно, например, что инженер с сталинградского завода  «Красный Октябрь» Клочков сконструировал вышку новой металлической конструкции, получившую высокую оценку в Москве и Франции.

В Камышине тоже возводится парашютная вышка. Её устанавливают на территории любимого места отдыха камышан — на бульваре. Камышинский бульвар представлял собой озелененный еще с царских времен небольшой клочок земли перед зданием нынешнего историко-краеведческого музея. Он продолжался и за зданием музея, откуда можно было любоваться Волгой. Это было своеобразное «зеленое кольцо»: традиционно камышане совершали променады, прогуливаясь по улице Советской от парка до бульвара, потом обходили здание музея (в нем размещался горсовет), и возвращались в парк по улице Лазарева.

Но мы отвлеклись... Перед нами фотография 1937 года, когда парашютная вышка из-за своей высоты стала своеобразной архитектурной «доминантой» города. Её были видно практически с любой точки старого Камышина, поэтому старшее поколение камышан точно запечатлело в памяти факт ее существования. Местная газета «Коллективист» (от 15 июля 1937 года) сообщала: «Строительство парашютной вышки на бульваре близится к концу. На строительство израсходовано 18 500 рублей».

К сожалению, в моем распоряжении нет технических данных этого сооружения. Однако то, что в городе это было одно из самых высотных сооружений (помимо церквей), не вызывает сомнения. Скорее всего, камышинская парашютная вышка представляла собой аналог московской (см. фото ниже).

Москва. Типовая деревянная парашютная вышка (фотограф Михаил Прехнер)
Москва. Типовая деревянная парашютная вышка (фотограф Михаил Прехнер)

Из публикаций в камышинской прессе (газете «Коллективист») известно, что вышку строили долго, потому что не хватало средств. Зато когда её открыли, местные жители весьма охотно приобщились к парашютному спорту, популярному в то время.

К слову, тот же «Коллективист» (от 4 февраля 1937 года) проинформировал горожан о дальнейших планах по развитию этого вида спорта: «Приступлено к строительству на площади Павших борцов парашютной вышки, стоимость которой выразится в 13 тысяч рублей» (стилистика сохранена — прим. авт.). Однако этот проект остался нереализованным.

В 1936 году французский писатель Андре Жид, побывавший в СССР, записал о прыжках с парашютной вышки в парке Горького в Москве: «В углу парка, недалеко от входа, владения парашютистов. Там это очень популярный вид спорта. Через каждые две минуты с вершины сорокаметровой вышки прыгают по очереди любители парашютного спорта. Жесткий удар о землю — можно считать себя парашютистом. Ну, кто рискнет?».