Чернов Виктор МихайловичВ Волгоградском издательстве готовится к выпуску книга камышинского краеведа Леонида Смелова «Путеводитель по старому Камышину». Книга разделена на две большие части. Первая — собственно, путеводитель, познакомившись с которым можно узнать историю города. Вторая часть — это несколько больших глав, посвященных разным страницам истории Камышина и гипотезам. Спонсором издания выступило ООО «Финансовая компания «Glass». Одну из глав этой книги, раздела «События и судьбы», мы и приводим вашему вниманию.

Камышин — город, который может по праву гордиться своими сыновьями и дочерьми. Есть среди них врачи, инженеры, художники, актеры… И целые легенды, подобные Герою Советского Союза А. П. Маресьеву. Сегодня мы расскажем о камышанине, который в бурные революционные годы начала XX века возглавил партию эсеров. Его имя знала вся Россия, а в январе 1918 года именно ему, когда он был председателем Учредительного собрания, начальник караула Таврического дворца матрос-анархист Железняков по прозвищу Железняк сказал историческую фразу: «Караул устал!» В следующую ночь Учредительное собрание было распущено…

Ленин, ты не прав!

В 1919 вождю партии большевиков В. И. Ленину пришло письмо… Автор изобличал подлинную суть проводимой в стране политики: «Ваш коммунистический режим есть ложь — он давно выродился в бюрократизм наверху, в новую барщину, в подневольные каторжные работы внизу. Ваша «советская власть» есть сплошь ложь — плохо прикрытый произвол одной партии...»

Автором этого письма был камышанин Виктор Михайлович Чернов. Прирожденный политик, он начал заниматься в революционных кружках, еще учась в гимназии. В 1892 он поступил на юридический факультет МГУ, а через два года был арестован за революционную деятельность и на восемь месяцев заключен в Петропавловскую крепость. Затем последовала трехлетняя ссылка: сначала он жил на родине, в Камышине, потом перебрался в Саратов, а позже — в Тамбов. В 1899 после окончания срока ссылки Чернов легально выехал за границу. Изучая опыт западноевропейского социализма и общаясь с деятелями русской эмиграции, Чернов начал разработку аграрной теории.

...Удивительно, каким причудливым образом политическая судьба переплетет пути Ульянова (Ленина) и Чернова. Например, в 1905 году в циркуляре Департамента полиции среди подлежащих розыску и установлению за ними неусыпного полицейского надзора были названы: Виктор Чернов, социалист-революционер, и Владимир Ульянов, социал-демократ. А 8 апреля 1917 года в Петроград прибыли два паровоза. В одном вместе с группой эсеров через Великобританию вернулся Чернов. В другом — Ленин. И того, и другого встречали огромные массы людей и непременный атрибут того времени — броневик, с которого произносили речи. Кто знает, как повернулись бы судьбы России, если бы у руля страны встал Чернов...

В начале XX века крупные народнические организации объединились в партию социалистов-революционеров (эсеров). Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары и врачи. К 1905-07 годам численность эсеров составляла уже 50-65 тысяч человек. Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары и врачи. Одним из основателей партии, членом ЦК, редактором газеты «Революционная Россия» и ведущим теоретиком стал В. М. Чернов.

Февральская революция 1917 года… Виктор Михайлович возвратился в Россию и счел необходимым поддержать Временное правительство. В мае-августе 1917 года он является министром земледелия, но, потерпев неудачу в борьбе за аграрное законодательство, уходит в отставку. Лидер эсеров выступил безусловным противником октябрьского переворота. В 1918 он избирается председателем Учредительного собрания, которое было силой разогнано большевиками. Выехав в Самару, Чернов возглавил съезд членов Учредительного собрания. После захвата власти Колчаком он был арестован, но вскоре освобожден чехами.

В 1920 Чернов нелегально покинул Россию, жил в Эстонии, Латвии, Чехословакии, Франции. С началом второй мировой войны он принял участие в движении Сопротивления. С 1940 года В. М. Чернов обосновался в США, где и прожил до самой смерти.

Воспоминания о Камышине

Воспоминания В. М. Чернова о Камышине как о месте, где прошло детство, и как о месте ссылки сильно рознятся. Приведем и те, и другие…

Из книги «Перед бурей…»: «…в Камышине провел я большую часть своего детства, все отрочество и пору зеленой юности. Мой родной город лежал на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Камышинки… Рос я в значительной мере беспризорным, предприимчивым, своевольным бродягой… Пара весел, лодка, несколько удилищ были моей хартией вольности. Рыбы я налавливал вдоволь…»

Из книги «Записки социалиста революционера»: «Родной Камышин — плохенький уездный городишко, еще неоживленный только что проложенной линией железной дороги. Никакой промышленности. Весь город состоит из чиновничества, купечества, мелких ремесленников, приказчиков, подмастерьев, скупщиков, торговых агентов, всякого рода «услужающих», да жалкого мещанства, которое из крестьянской кожи едва-едва только вчера вылезло, а в городскую еще не влезло.
Местная так называемая «интеллигенция» состоит из прокурора, казначея, податного инспектора, нескольких судей, докторов и одного-двух адвокатов. Вся «духовная культура» — в любительских спектаклях. В клубе дамы с упоением предаются игре в лото, превращенную разными ухищрениями в самую азартную игру, мужчины — винту...

В такой провинциальной трущобе жить было слишком душно. И вот, я попытался добиться разрешения перебраться куда-нибудь в более крупный город, под предлогом лечения зрения. Мне разрешили три соседних пункта — Царицын, Саратов и Тамбов. Я, разумеется, выбрал Саратов…»

Откуда родом?

Официальные справочные данные (в том числе БСЭ) сообщают: «Чернов Виктор Михайлович (псевдоним — Ю. Гарденин и др.) [19.11(1.12).1873, Камышин, ныне Волгоградской области, — 15.4.1952, Нью-Йорк, США]. Родился в семье чиновника, выслужившего потомственное дворянство». Однако, как установил замечательный камышинский краевед Евгений Хорошунов, в Камышин Виктор Михайлович попал младенцем. А родился он в Хвалынске, о чем есть запись в метрической книге Казанской соборной церкви.

Тем не менее, Виктор Михайлович честно признается в своих книгах, вспоминая о Камышине: «Мой родной город…» Стало быть, и мы честно можем сказать: «Наш великий земляк!»

 

Из рецензии на книгу доцента кафедры социально-культурной деятельности Волгоградского института искусств и культуры О. Ю. Котельниковой:

«Книга Леонида Смелова представляет взгляд на Камышин в новом и неожиданном ракурсе. Помимо традиционно рассматриваемых в путеводителях по малым городам таких аспектов, как история, архитектура, знаменитые жители и т. д., он предлагает взглянуть на город с позиции деятельности камышан, достижения которых стали значимыми для всей страны. История православия, спорта, СМИ отражается в книге на основе обширного документального материала, снабжена большим количеством иллюстраций и фотографий. На наш взгляд, автор выбрал интересную форму подачи материала — «живую» экскурсию». Также следует отметить высокую степень информированности книги».