Камышинские стронники здорового образа жизни (этот клуб единомышленников собрал людей совершенно разных профессий и возрастов!) решили использовать три июньских дня, чтоб соверщить поход по ранее неизведанным местам.
Как рассказали путешественники, маршрут был проложен таким образом, чтобы обойти сразу три достопримечательности в районе Щербаковской балки. Два самых известных объекта — это скалы «Столбичи» и «Поволжская Щвейцария». Третий — так называемые «наскальные немецкие могилы»: местные называют это место «кресты». В группе — пять человек, трое мужчин и две женщины.
До первой заданной точки путешественники добрались обыкновенным «ПАЗиком» — рейс «Камышин-Буерачный». К сожалению, автобус ходит всего раз в сутки. Была суббота, мест не хватало, ехали «как шпроты в банке». Каждый пассажир автобуса имел с собой свои поклажи, а вот поручней автобус не имел, так как стоячих мест в нем не предусмотрено. Пожилые женщины и дети вынужденны были мучиться всю дорогу и сетовать на администрацию автовокзала, которая отменила второй автобус по неведомой причине. Длительность поездки составила 2 часа 40 минут.
От «конечной» остановки (село Воднобуерачное) путешественники проселочными дорогами дошагали до Волги-матушки...
Немного истории
Вот что написали в он-лайн дневнике путешественники...
Так сложилось, что путь наш был проложен по страницам истории нашего края. Чтобы понять, откуда в Камышинском районе взялись немецкие могилы, давайте немного перенесемся в прошлое.
Большинство немцев, потомки которых найдутся и среди присутствующих, переселились в Россию во времена царствования императрицы Екатерины II, проводившей политику иностранной колонизации российского государства. Начало колонизации немцами Поволжья было положено 4 декабря 1762 года, когда был обнародован на пяти языках манифест императрицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах", которым призывались из Европы все желающие поселяться в "наивыгоднейших к поселению и обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся».
Саратовский край, которому предстояло стать новой родиной иностранных поселенцев, названных в последствии «поволжскими немцами», являясь юго-восточной окраиной Русского государства, и в начале XVIII века был ещё слабо освоен. Колонизация проходила успешно: за 9 лет в Саратовской губернии образовалось 106 колоний.
Воднобуерачное — село Камышинского района Волгоградской области. Основано как немецкая колония Штефан (нем. Stephan) 24 августа 1767 года. Первые 31 семья прибыли из Дармштадта, Пруссии, Вюртемберга и Мекленбурга. Названа по фамилии первого старосты. Официальное название Водяной Буерак присвоено согласно указу от 26 февраля 1768 о наименованиях немецких колоний.
Недалеко от села и находятся «кресты». В этот день мы намеревались только добраться до них и неподалеку встать лагерем, а с утра — начать осматривать место. Дорога была скользкая после дождя, глинозем не давал расслабиться, не обошлось и без падений...
По ряду причин мы вышли к Волге не на то место. Время уже было позднее, солнце опустилось за горизонт, поэтому, отыскав ровное место на возвышенности, мы разбили лагерь. Палатки, звездное небо, пища на костре, чай из местных трав (см. фото). Благодать!!!
Проснувшись, мы поняли, что ошиблись примерно на три километра. Умывшись в реке, позавтракав и выпив травяной чай из прекрасных степных трав, мы приняли решение выдвинуться налегке. Лезли в горы, спускались в овраги, форсировали мелкие затопленные участки пути. Попутно собирали лечебные травы, чабрец, шалфей, дикую мяту. Любовались прекрасными видами с высоких мест на берег Волги. Через три километра на берегу реки мы обнаружили рыбаков, которые и поведали, что наскальные немецкие могилы находятся здесь.
Увидеть могилы можно как сверху, так и снизу. Мы пошли наверх, на возвышенности у самого обрыва Волги нашему взору открылись неровные земляные квадраты провалов. Чтобы увидеть, что там - внизу, приходилось перегибаться через край. До последнего не верил, что увижу торчащие из обрыва сломанные доски гроба с торчащими из них костями. Для кого-то это зрелище было ужасно, кому-то неприятно, кому-то - интересно. Так, в одной могиле в торчащих досках гроба, среди костей, нашла себе приют змея. Затем мы спустились вниз... Стоя у воды, видишь красоту наскальных пород, шумные волны, палящие солнце. Временами забываешь, где находишься, но, заметив свисающие гробы над головой, возвращаешься в реальность...
Личное мнение (Александр Вий, участник похода, автор он-лан дневника)
Хотелось бы высказать сугубо мое мнение. Это неприемлемо для меня, мое сознание это не воспринимает: несправедливо по отношению к мертвым! Я понимаю, что в мире нет справедливости и город-герой Волгоград стоит на костях, и Камышин строился на местах кладбищ. Люди строили дома на костях и, копая подвалы, вытаскивали черепа и кости наших предков. Грузовые машины вывозили гнилые гробы и кости с мест расчистки под заселения. Все это можете проверить, поговорив со старожилами старой части города...
Вернемся к Водяному буераку... В сентябре 1941 года немецкое поселение было депортировано на восток. После войны село заселялось русским населением, хотя кто-то возвращался. Для развития село расширялось, сносили старые немецкие кладбища, местные жители разбирали склепы и использовали эти камни при строительстве. Чтобы не тратить время и ресурсы на фундамент, бульдозерами дробили и ровняли каменные захоронения и строили сверху здания. Полное неуважение к мертвым, к своим корням. Пора заканчивать тему немецких могил, об этом можно писать много и долго. Земля им пухом...
Сквозь ливни - к красотам!
В лагере нас в считанные минуты накрыл сильный ливень: пришлось спешно упаковывать сухие вещи, продукты; накрывать клеенкой рюкзаки. Но ливень быстро ушел на противоположную сторону реки, и солнце порадовало нас вновь. Далее наш путь пролегал до «Столбичей», проходил он мимо села Щербаковка. Это также бывшая немецкая колония, основанная в 1765 году и имевшая название Мюльберг. Идти было приятно, оглядывая красоты Щербаковского парка, но физически трудновато. Сказывалась тяжесть рюкзаков и накопленная усталость...
Итак, что же такое «Столбичи»? Десять гинтских каменных столбов-колоссов высотой 90-100 метров, выстроившихся в ряд и зафиксировавших береговую линию древнейшего палеогенового моря. На Волге нет более экзотичных обрывов, напоминающих мощную крепостную стену с башнями. Действительно, как башни сказочной крепостной стены возвышаются Столбичи над водной поверхностью Волгоградского водохранилища.
Рядом находится Щербаковский сброс — след далекой земной катастрофы, где в меловых глинах вблизи уреза воды встречаются многие представители ископаемой фауны, в том числе белемниты (как их называют в народе, «чертовы пальцы», «стрелы Перуна»).
Увидеть Столбичи можно сверху и снизу. Мы ыолго искали место спуска... И, в итоге, группа разделилась. Одни ушли искать спуск вниз, другие — вид сверху. Это место стоит посетить. Фотографии не передют всей глубины чувств, кототорые охватывают тебя на обрыве! Удивительно спокойно! От камней веет древностью и силой.
Где на Волге Швейцария?
Настало время посетить третье чудо нашего края и разбить там лагерь...
«Волжская щвейцария» находится в Щербаковском природном парке, великолепные пейзажи этой местности напоминают предгорья Щвейцарских Альп, что и дало название. Здесь течет самая чистая река Волгоградской области — Щербаковка. Она бежит через всю Щербаковскую балку и выходит к Волге. По своему характеру она считается горной речкой, а питают ее подземные воды, поэтому вода в ней очень холодная. По левому берегу Щербаковки расположены две оборудованные «зелёные» стоянки и многочисленные беседки, где можно прекрасно расположиться для отдыха.
Достопримечательности Щербаковской балки: «Говорящая осыпь», «Стена слез», немецкий подвал, развалины немецких домов и «Скорпионья горка». Возраст Щербаковской балки велик, и составляет приблизительно 50-60 млн.лет.
В этом райском уголке мы ставили палатки уже в темноте, снимали походную обувь, обували тапочки, плескались в ледяной воде, готовили горячий ужин и пили травяной чай. Осмотр местных красот оставили на утро — правда, ночью поднимались на вершину горы, смотрели на звезды. Такого звездного неба я еще не наблюдал!
Наутро мы любовались этим местом, гуляли, купались в горной речки, поднимались на гору, посетили старое разрушенное немецкое поселение. Находясь в нем, невольно задаешься вопросами: «Где эти жители, что случилось с поселением?». Обходя остатки разрушенных домов, фрагменты стен из камня и глины, в голове формируются загадки, которые хочется разгадать.
Поселение расположено в очень живописном месте — даже можно сказать, в райском. Небольшой участок ровной земли обнесен со всех сторон высокими горными насыпями, укрывающих их от ветров и посторонних глаз. Сама площадка находится на возвышенности, вокруг нее проходят овражки, в которых течет с двух сторон родниковая речушка.
Само это место было таким или было создано поселенцами, неизвестно. Кстати, в километре от наскальных немецких могил в сторону Щербаковки также была обнаружена похожая местность. На которой на разном удалении лежит каменная крошка и создает видимость бывших остатков домов и строений. Иногда ловишь себя на мысли, что неплохо было бы отправится на машине времени в 18 век и побродить по этим местам....
К сожалению, время уходило... Нас ждала обратная дорога домой. Мы спешили на трассу, где должен быть проходить автобус до Камышина. Автобус должен прибыть в 18.30. Но, как оказалось, мы ошибались. Кассир автовокзала на вопрос: «Как доехать до Воднобуерачного и уехать оттуда?» — ответила: «Автобус уходит в три часа, обратно возвращается в шесть или в шесть тридцать». Мы разумно полагали, что в три часа он едет в Воднобуерачный, а в шесть часов вечера отправляется обратно. На самом деле, он уехал в 6.30 утра. Водитель ночует в деревни и уезжает утром. Только нам этого не сообщили...
И мы отправились домой пешком. Всем с утра — на работу, а идти предстояло около 70 километров. Нам на радость, все благополучно вернулись домой. Огромная благодарность всем водителям, нас подобравших: вы — люди! Другим водителям желаем пересмотреть свой образ мышления и обрести доброту внутри себя.
Итоги! Мы в полном снаряжении прошагали около 40 километров. Было трудно, днем жарко, ночами холодно, сырость, чавкающая обувь, боль в мышцах, в суставах, натертые мозоли. Мы справились, мы стали сильней, набрались очередного опыта туризма, получили новые знания о своей родине.
Александр Вий: «Что хотелось бы сказать о поволжских немцах?. Этот народ освоил пустующие земли, чем приумножил процветания нашей империи. После депортации всех немцев в 1941 году, они оставили после себя распаханные поля, развитую инфраструктуру, готовые города и поселки, школы, цеха, ремесленные мастерские, гимназии. При этом ассимилировавшись с местным население, впитали в себя нашу культуру и подарили нам нам свою. Вы видели фотографии города Энгельса Саратовской области, который построили немцы? Я смотрел и видел в нем родной Камышин. Вся каменная немецкая архитектура присутствует в нашем городе и в других городах Поволжья. Они строили историю нашего края! Хотя им было совсем не сладко на этих землях.
Мы один народ, братья по крови и духу. Поэтому призываю людей не портить места захоронения ваших предков, относиться с почтением к этим местам. Держитесь друг друга, оказывайте помощь, живите в мире и не забывайте свои корни!»
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.