Этими словами начиналось обращение, которое я получил на днях из фирмы MORGAN&STOUT — одного из лидеров рынка коллекторских услуг в области покупки долговых обязательств и взыскания просроченной задолженности банков и крупных корпораций, включая телекоммуникационные и FMCG компании, а также предприятий cферы жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.
Сообщение пришло по мобильному телефону после первого же звонка по симкарте нового тарифа, разработанного одной из ведущих компаний сотовой связи специально для нашего города. Поскольку я никогда не был клиентом крупных банков и корпораций и, памятуя о предупреждениях работников органов МВД о «происках» телефонных мошенников, я тут же позвонил в дежурную часть городского УВД. Там мне дали номер телефона начальника отдела, который, по словам дежурного, в «курсе подобных «разводок». Увы, майор, на которого я вышел по указанному номеру, тут же переадресовал меня в другой отдел, ни один из телефонов которого не отвечал в течение всего дня.
... И тогда я пошел по цепочке, начиная с абонентского отдела компании, расположенного в «Бухте» нашего города. Ведь это они при заключении договора об оказании услуг связи обязаны были ознакомить меня с требованиями п. 3.3 этого документа, предусматривающими обработку и передачу моих персональных данных третьим лицам. Но не сделали этого! А сами пункты этого договора набраны столь мелким шрифтом, что их не удалось прочитать ни сканеру, ни мне через двое очков. Словом, пришлось «качать права» и звонить в «верха».
«Верха» в нашем регионе, как я понял, располагаются в Волгограде и Ростове. Но объяснения клерков, на которых после долгих раздумий вывели сотрудники нашего абонентского отдела, меня не устроили. Ну, что значит, «видимо, предыдущий владелец этого номера имел финансовые обязательства перед каким-то банком...». Ни фига себе отговорочка! Да не перед каким-то банком, а перед Инвестсбербанком, ныне официально переименованным в ОТП Банк. Это финансово-кредитное учреждение, как выяснилось, «... имеет как опыт работы международного банка на рынке Центральной и Восточной Европы, так и клиентоориентированности».
По словам президента и председателя Правления ОАО «ОТП Банк» Алексея Коровина, «Чистая прибыль Группы ОТП в 1 квартале 2010 года составила 151,4 млн. евро, что в два раза выше, чем прибыль за 4 квартал 2009 года и выше чистой прибыли, полученной группой за аналогичный период прошлого года. Квартальная прибыль до налогообложения составила 193,5 млн. евро, что на 120% выше по сравнению с данными за аналогичный период 2009 года». Исходя из этих цифр смею предположить, что данный успех разделяет и упомянутая выше компания MORGAN&STOUT, осуществляющая взыскание в 47 регионах РФ, а также за рубежом.
То, что жернова этого «взыскателя» весьма тяжелы, я почувствовал быстро! Уже на следующий день из недр MORGAN&STOUT мне поступило смс-сообщение следующего содержания: «У вас осталось два дня для связи с нами по вопросу вашего долга перед ОТП БАНК — бывший Инвестсбербанк. При отсутствии ответа будем вынуждены посетить вас по домашнему и рабочему адресам. Просим вас не покидать ваш населенный пункт». И такая угроза была адресована мне, никогда ни слухом, ни духом не слышавшему и не знающему про ОТП БАНК! Было над чем поразмыслить. Если предыдущий владелец моей симки, скажем, взял в этом банке нецелевой кредит, максимальная сумма которого составляет 750 000 рублей, то при процентной ставке в 15 процентов годовых, расплачиваться перед банком до конца дней придется не только мне, но и моим потомкам в третьем колене!
Конечно, сейчас-то я признаю, что такие панические выводы были поспешными. Но, согласитесь, повод для негодования был. Его-то я и попытался изложить моим абонентам из ОТП Банка. Но при наборе указанного номера службы кредитного контроля 7-495-660-46-07 соединения не происходило. Между тем, как выяснилось со страниц сайта этой компании, «в отношении должника может быть инициировано уголовное преследование: по факту мошенничества; причинения имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием; незаконного получения кредита; злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности».
Естественно, чувствуя себя правым, поскольку ни под один из этих пунктов я не подходил, я копал все дальше и дальше. Усилия увенчались успехом, когда я набрал номер 8-800-555-88-99. Выслушав мою гневную отповедь, которую к этому времени я заучил как новогодний стишок, моя визави уточнила, где и когда я приобрел симкарту, от кого и на какой номер приходят сообщения от MORGAN&STOUT и, переключившись на минуту на внутреннюю связь, сообщила, что «...больше меня никто тревожить не будет». На радостях я тут же активировал и вторую симкарту, полученную при заключении договора в качестве бонуса в рамках тарифа «Мой город».
Но радость моя прошла быстро. По трезвому размышлению, я понял, что никто из новых клиентов компании, предоставившей услуги связи, не застрахован от подобных контактов с сотрудниками долговых агентств. Выяснилось, что операторы сотовой связи ныне в обязательном порядке передают наши персональные данные третьим лицам. В их числе могут быть и кредитно-финансовые учреждения, имеющие претензии к бывшим владельцам вновь выданных номеров. Но вот «чистить» симкарту, т. е. извещать об их новых владельцах тех же самых «банкиров» и привлеченных ими для выбивания долгов коллекторов, мой оператор связи, судя по всему, не торопится.
Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Помимо указанного выше телефона, по которому можно быстро «разрулить» отношения с MORGAN&STOUT, я теперь знаю и о наиболее распространенных схемах телефонного мошенничества. Перелопатив несколько страниц Интернета, могу поделиться своими наблюдениями с посетителями сайта.
Мошенничество совершается по следующему сценарию: «... сначала раздается звонок, приятный голос сообщает (как вариант — приходит смс), что происходит перенастройка сети и необходимо перенастроить телефон на новые параметры, соответственно, нужно набрать комбинацию цифр и знаков. Иногда диктуют, иногда присылают в смс. После набора комбинации со счета списываются денежные средства. Эта схема мошенничества, которая называется «лже-звонком от технической службы оператора», сегодня одна из самых распространенных. В большинстве случаев она осуществляется с помощью услуги «Мобильный перевод». Распознать мошенников достаточно просто — они действуют очень настойчиво и требуют незамедлительного выполнения их действий. Но абонентам любых операторов связи следует знать, что нас у них — миллионы, и настройки на сети совершаются таким образом, чтобы быть незаметными пользователям.
К сожалению, в связи с тем, что пользователь совершает перевод средств добровольно, то оператор связи не имеет юридического права вернуть ему переведенные на другой счет средства. Основная рекомендация операторов сотовой связи в этом случае такова: не выполнять указания неизвестного лица и не вводить под диктовку коды на своем телефоне. Необходимо проверить информацию, перезвонив в абонентскую службу своего оператора связи. К чему я настоятельно всех нас и призываю.