В 100 лет он выходил к студентам и читал им лекции. При этом легко вспоминал о том, как начиналась агротехническая наука в Поволжье, как сюда приезжал Вавилов...
От царя — до первых секретарей
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор сельскохозяйственных наук профессор Константин Георгиевич Шульмейстер прожил 101 год.
Его уникальная судьба сложилась так, что начальное образование он получил при царе, а стал ученым в первые десятилетия советской власти... Затем — арест, лагерь, десять лет по печально известной 58-й статье. Как «враг народа» ученый был приговорён к смертной казни, но Военная коллегия Верховного суда СССР заменила приговор лишением свободы сроком на 10 лет... Далее — этап на Владивосток в холодном и мрачном трюме парохода. А после — и вовсе: рудник в Магаданской области.
Но научный путь был продолжен... В 1995 году глава администрации Волгоградской области Иван Шабунин отмечал: «Профессор Константин Георгиевич Шульмейстер всем своим богатым научным и производственным опытом убедительно показал, что в земледелии засушливых регионов Юго-Востока России главенствующее значение принадлежит научно обоснованным системам сухого земледелия, которые позволяют наиболее полно и продуктивно использовать геоклиматические и природные ресурсы с ограниченными водными ресурсами, предохраняя и защищая окружающую среду».
В мае 1995 года, на столетнем юбилее профессора, Шабунин присутствовал лично, чтобы выразить почет и уважение легендарному ученому.
Выпускник Камышинского реального училища
30 апреля 1895 года в селе Каменка Камышинского уезда (сегодня Красноармейский район Саратовской области) в семье земледельца и хлебопашца родился сын, которого назвали Kurt, что соответствовало русскому имени Константин.
Село было немецкой колонией, куда предки Шульмейстера прибыли по зову императрицы Екатерины Великой в 1765 году после окончания Семилетней войны в германских государствах (ФРГ в то время еще не было). Гонимые нуждой, они нашли новый дом на левом берегу речки Иловля (у места впадения в нее речки Каменка). Девятилетний Константин поступил Камышинское реальное училище. Родители хотели дать ему приличное образование, и юноша 8 лет посвятил учебе в Камышине. В 1912 году он сдал экзамены на звание народного учителя.
Чуть более года Константин преподавал в родной Каменке, но чуткий ум манил его к познаниям — в 1913 году он уезжает в Москву и поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию (в будущем — «Тимирязевка»). Помогли сыну опять-таки родители. В автобиографии К.Г. Шульмейстер написал: «В бытность учителем в своем селе, жил на даровом содержании у отца с матерью, что дало возможность сэкономить за год более 300 рублей, каковой суммы хватало для студенческой учебы в столицах на один год».
Несмотря на то, что в 1917 году Российская империя пережила две революции и канула в Лету, будущий ученый окончил академию и по направлению возвратился в Камышинский уезд, возглавив в 1919 году Камышинское опытное поле» (ставшее затем селекционной Госстанцией, а ныне ОПХ «Камышинское»). Именно здесь он состоялся как прекрасный практик и отличный теоретик и даже познакомился с Вавиловым во время его научной поездки в Поволжье, воздав должное гению научного мира.
Итог 12 летней работы под Камышином таков: в 1931 году Шульмейстер стал преподавателем в сельхозинституте в Саратове. В 1935 году — он уже профессор кафедры земледелия и растениеводства, заместитель директора по учебной и научной работе. Его избирают в члены Научного Совета Всесоюзного НИИ зернового хозяйства...
В 1938 году, когда ученый достиг расцвета сил (ему 43 года, в семье подрастают две дочери), его арестовали, а в 1939 году приговорили к расстрелу, который заменили тюремным сроком. В январе 1940 года после этапа он приступил к работе на оловянном руднике имени Лазо в Магаданской области... Его дело — копать, копать и копать...
Срок жизни на руднике не превышал нескольких лет. Уже за год работы полный сил волжанин стал дистрофиком, вследствие чего попал в барак для слабосильных и умирающих.
Это был практически приговор... В бараке происходила «актировка» — периодически фельдшер проходил мимо лежащих в полубессознательном состоянии на полу полумёртвых людей, после чего «не жильцам» надзиратель проламывал голову специальным молотком на длинной ручке (чтобы не нагибаться и не забрызгаться кровью). Трупы грузили на тачку и вывозили в отвал пустой породы рудника. Право на жизнь гарантировала способность подняться на ноги. И Шульмейстер встал...
Узнав, что перед ним — «профессор из Саратова», фельдшер отправил его на работы в свинарник. Это и спасло ученого: он сумел набраться сил, питаясь кормом для свиней. А весной, когда все население Магаданской области стало вымирать от цинги, руководство решило срочно разбить огороды — требовались свежие овощи. Ученого потребовали в опорный пункт Колымской сельскохозяйственной опытной станции, где он окреп силами и проработал до окончания срока заключения. По его признанию, «он выжил только благодаря своей агрономической специальности».
Нести пользу людям!
Шульмейстер прожил на Севере до 1958 года. Даже когда с него сняли лживые обвинения, он продолжил заниматься выращиванием овощей в условиях крайне холодного климата. Волжанин стал первым, кто научно подошел к агротехнике: на возделываемых под его руководством участках росли картошка, капуста, свекла и лук. Итогом 18-летнего труда становится научный труд «Растениеводство Северо-Востока», изданной Магаданским книжным издательством в 1958 году. Это пособие стало настольным пособием для научных работников и производственников.
В 1960 году К.Г. Шульмейстер переехал в Сталинград (с 1961 года — Волгоград) и до 1977 года проработал профессором кафедры земледелия в Волгоградском сельскохозяйственном институте. Он читал лекции по земледелию и методике полевого опыта, лекции на факультете повышения квалификации преподавателей сельхозтехникумов, имел аспирантов, около 50 раз выступал в качестве официального оппонента на защитах докторских и кандидатских диссертаций в Советах различных сельскохозяйственных вузов. Всего по результатам исследований Шульмейстером было опубликовано более 150 работ.
Кроме того, ученый возобновляет работу над диссертацией по материалам, наработанным ещё в двадцатых годах на Камышинском опытном поле, и в 1964 году становится доктором наук. А в 1977 году Константину Георгиевичу была вручена звезда «Герой Социалистического труда». Он — кавалер орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почёта». В 1993 году указом президента РФ ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Умер Константин Георгиевич в 1996 году на 101-м году — он работал до последнего дня, сохраняя живой ум, способности к анализу и прекрасную память, оперируя фактами из истории страны и своей трудовой биографии.
Как хорошо строил Иосиф свое государство рабов на трупах народов СССР. А его еще чтят как великого. Вот почиталей бы на рудник что б за полгода в безымянную могилку. Жену туда ж детей в детдом.
щяз набегут апологеты тифлисского братка и обвинят тебя Маратка в жестокости - потому как чужих детей можно по тюрьмам а их то кровиночек ниЗЗяя
сразу припомнился старикан Вавилов...