Этот подвиг, как установили историки, произошел задолго до подобного «огненного тарана», совершенного прославленным летчиком Н. Ф. Гастелло.
Напомню: геройский экипаж бомбардировщика, который пилотировал Николай Францевич Гастелло, направил охваченную пламенем боевую крылатую машину во вражескую мотоколонну, включая танки, на пятый (по другим документам — на третий день!) войны. Всего же за время Великой Отечественной такой же «огненный таран» (так стали называть этот подвиг!) был совершен, согласно данных Википедии, 1173 раза: 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных, 506 наземных. Появился даже термин — «герои-гастелловцы».
Однако сегодня уже есть все документальные свидетельства, подтверждающие: первый «огненный таран» совершил… наш земляк сталинградец — ольховчанин Степан Митрофанович Гудимов. Причем, совершил в первые же часы войны — в 5 часов 20 минут утра.
Памятник в Беларуси
Более того, удалось даже найти… памятник, увековечивший подвиг нашего земляка. Он находится в городке Пружаны в Беларуси. Там, где этот подвиг и был совершен.
Но давайте обо всем по порядку. Начнем с личности нашего «волгоградского Гастелло». Он родился в селе Ягодное, Балыклейского, а ныне — Ольховского района. Рано лишился отца — героя Гражданской. В авиационную школу № 7 Сталинградского Краснознаменного пролетариата он попал по путевке комсомола от Тракторного завода, где работал слесарем.
С небом породниться мечтал с самого детства, а после встречи с военными летчиками, которые при посещении завода встретились с молодыми рабочими, авиацией и вовсе «заболел». Написал заявление в комсомольскую организацию завода с просьбой рекомендовать его на учебу в летное училище — и все переживал: возьмут ли? Со здоровьем проблем нет: со спортом никогда не расставался, а вот «грамотешки» маловато: по причине бедности в семье за плечами у 20-летнего паренька была лишь семилетка и ФЗУ…
Но в летную школу Степана успешно зачислили. И он быстро стал одним из лучших курсантов-авиаторов. Причем, как по теории, так и по практическим занятиям: досконально изучил оборудование, смело прыгал с парашюта, стал одним из лучших спортсменов, с блеском отрабатывал фигуры высшего пилотажа, получая самые высокие оценки. В достижении поставленных целей слыл исключительно дисциплинированным и напористым молодым летчиком.
Стоит особо подчеркнуть: именно наше бывшее Сталинградское летное училище выпустило из своих стен десятки прославленных геройских летчиков. Среди них, например, дважды Героя Советского Союза — В. Ефремова, маршала авиации П. Кутахова, прославленного маршала авиации Е. Савицкого — отца космонавтки С. Савицкой и многих других героев. В послевоенные годы училище закончили и космонавты Г. Титов и Б. Волынов.
Прославил славную Сталинградскую колыбель авиации, как видим, — и Степан Гудимов.
Самостоятельно летать молодой лейтенант Гудимов начал уже в 1938-ом. Службу начал в 33-ем истребительном авиаполку, который базировался на одном из аэродромов в Брестской области. И хотя к началу войны его летный стаж составлял лишь два полных года, между тем он уже слыл умелым авиатором — летчиком-ассом.
Мне этот бой не забыть никогда…
Летчики 33-го истребительного полка, где он служил, устремились в небо уже в первые минуты начала войны. Самолеты отправились на перехват гитлеровских бомбардировщиков, сеявших повсюду на своем пути разрушения и смерть.
Строго выстроенные в ровные шеренги фашистские «юнкеры» шли клином. Причем, многие из них были без сопровождения истребителей. Было видно: гитлеровские «ястребы» демонстрировали свою полную уверенность в победе и безнаказанности. Шли и «накрывали» пространство как зловещие черные тучи, накрывающие землю проливным смертельным дождем…
Однако вскоре «голова клина» была «отрезана» — и возглавлявший шествие головной бомбардировщик бесславно рухнул на землю. Командир эскадрильи поймал его кабину в перекрестие прицела. Вражеская машина загорелась и с гулом рванула вниз.
Вторую машину из «клина» выбил Степан Гудимов. Поджег прицельным снарядом и отправил вниз. И парадное шествие прекратилось: строй бомбардировщиков развалился. Дальше советские летчики налетели на «юнкерсы» как коршуны. Завязался неравный бой.
Но… Неповоротливые фашистские ястребы такого напора и мужества, было видно по замешательству в строю, не ожидали: растерялись и начали сбрасывать бомбы беспорядочно, кто-то и вовсе стал «драпать» — уводить свои машины с поля боя восвояси.
Степан Гудимов, сбив один самолет, подобрался ко второму бомбардировщику совсем близко: чтобы сбить его с короткой дистанции. Однако тут же попал под огонь нескольких вражеских самолетов. Огненные стрелы прошили боевую машину сразу в нескольких местах. К кабине летчика поползли языки пламени. Вскоре машина уже полностью охвачена столбом огня и дыма. Повреждены приборы. Но он, выводя машину из боя, продолжает преследовать врага. А когда ситуация стала совсем критической в эфире раздалось решительное: «Иду на таран!». Летчик дает полный газ и устремляется в бомбардировщика, который подбирается к нему все ближе и ближе.
Воспоминания участника
А вот как описывает этот «огненный таран» участник тех событий — Г. Павловский:
«И вот винт советской машины врезается в хвост „юнкерса“. Тот сразу же повалился на крыло, а затем камнем пошел к земле. Однако и „сокол“ Гудимова, потеряв управление, начинает падать…»
В журнале боевых действий полка сохранилась документальная запись тех событий: «Вечная память и слава герою, лейтенанту Гудимову, применившему воздушный таран в первые часы войны…»
А вот данные из сообщения начальника политотдела Брестского облвоенкомата полковника П. Краско, подтверждающие, что первым «гастелловцем» был именно наш земляк-сталинградец: «Лейтенант Гудимов С. М. , уроженец села Ягодное, Сталинградской области, служил в 33-ем истребительном авиационном полку, который дислоцировался в Пружанах, Брестской области. В первые же часы Великой Отечественной войны вступил в бой с фашистами и в 5 часов 20 минут огнем уничтожил один самолет противника, а второй — таранил. Летчик геройски погиб».
Награда нашла Героя
Увы, награду за свой подвиг наш земляк получил… лишь в 1963 году: Указом Президиума Верховного Совета СССР году он посмертно награжден орденом Отечественной войны второй степени… К сожалению, спустя 22 года после своего подвига.
И сегодня, в канун 65-ой годовщины Великой Победы односельчане героя — жители села Ягодное решили не только увековечить геройский подвиг своего земляка, установив скромный мемориал, но уже и обратились о присвоении ему звания Героя России. Так что у этой героической истории еще обязательно будет продолжение...