В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступили заявления от абонентов операторов сотовой связи ОАО «ВымпелКом» (Билайн), ОАО «МегаФон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) по поводу несвоевременного списания денежных средств со счета абонента за услуги связи во время роуминга. При заключении договора на оказание услуг связи ими были выбрали авансовые тарифные планы, предусматривающие немедленное прекращение услуг при исчерпании денежных средств на счете абонента. Находясь в роуминге абоненты пользовались услугами связи без дополнительных условий. Какой же сюрприз ожидал их по приезду домой! Операторы связи оповестили этих абонентов о наличии задолженности за пользование услугами связи в значительном размере — в одном и случаев 700 тысяч руб. Абоненты не согласились с требованиями операторов. «Мы не были информированы об изменении системы и порядка расчетов, — заявили они. — Мы полагали, что нам предоставляют услуги связи в роуминге, пока на наших лицевых счетах имеются средства!»
Комиссия ФАС своим предписанием от 23 ноября 2010 года обязала сотовых операторов Билайн, МегаФон, МТС не позднее 31 марта 2011 года ввести информирование абонентов о возможном изменении системы расчетов за услуги связи в роуминге, сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС.
Комиссия ФАС установила, что система оплаты услуг связи в роуминге зависит от того, какой порядок обмена данными установлен между оператором и его зарубежным роуминговым партнером: в режиме реального времени (онлайн-роуминг) или периодически — раз в сутки, раз в несколько суток и т. п. (оффлайн-роуминг). Порядок обмена данными зависит от технологических особенностей сетей связи. Таким образом, операторы, заключая с абонентом договор об оказании услуг связи в роуминге, не могут гарантировать, что установленная договором система оплаты будет применена при оказании услуг связи в роуминге. Согласно ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (в редакции от 08.11.2008 г.) операторы связи нарушили п. 3 ст. 10 гл. 2: «навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора», т. е. абонент в момент заключения договора и в последствии не был ясным и понятным образом информирован об изменение системы оплаты услуг связи в роуминге и фактическим изменением условий договора.
Информационные агентства приводят разные случаи, когда абонент становился должником. Например, rian.ru сообщает:
Предприниматель из Владимира Роман Симонов отправился заграницу в Кипр, где с помощью 3G-модема закачал несколько серий одного из сериалов, использовав 2,4 Гб трафика (возможности кипрского оператора обеспечивали достаточно высокую скорость соединения). При этом блокирования абонента из-за окончания средств на лицевом счете не было, поскольку кипрский оператор, не мог оперативно посылать российскому оператору информацию о потребляемых услугах. Не имея реальной информации о состоянии счёта, Симонов продолжал пользоваться связью. «Мы рассчитывали получить объем информации, пропорциональный состоянию нашего лицевого счета», — сказал Симонов корреспонденту РИА Новости. Задолженность в размере 1 млн. рублей владимирский абонент российского оператора сотовой связи отказывается возвращать, потому что тариф, по которому был подключен его модем, авансовый, и, соответственно, услуги на нем должны предоставляться вплоть до обнуления счета. «Кредит на сумму более миллиона рублей — это нормально? Тем более что мы этот кредит не просили», — говорит Симонов.
Как оказалось, вовсе не обязательно ездить заграницу — воспользоваться роумингом можно не выезжая из родного региона. Сейчас такой услугой могут воспользоваться жители Московской области. Операторы сотовой связи Билайн, МегаФон, МТС включили межсетевой роуминг в районах Московской области, где от ледяного дождя пострадали сети электроснабжения. Если сотовый телефон не находит «родную» сеть в Подмосковье, абоненты могут попробовать подключиться в режиме межсетевого роуминга к сети другого оператора связи. Подобное предложение от «большой тройки» поступало во время летних пожаров 2010 года. И если учесть, что роуминг по России всё ещё предельно высок, сюрпризов будет очень много.
На этой неделе, 13 января, премьер-министр Владимир Путин и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев обсудили результаты работы ведомства по снижению цен на услуги мобильной связи — в первую очередь, роуминга. Владимир Путин отметил, что рассчитывает, «что работа, которая проводится в направлении снижения цен на услуги мобильной связи, будет доведена до конца». Глава государства также отметил, что «определенные шаги сделаны, но нужно эту работу продолжать и все, что касается, прежде всего, роуминга — и внутреннего, и международного».
В свою очередь, Игорь Артемьев отметил, что ФАС внимательно следит за тем, что касается роуминга. Благодаря соглашению между странами СНГ, подписанному в Санкт-Петербурге, появилась возможность контроля за его исполнением и есть ощущение, что здесь удастся добиться положительных сдвигов. Также ведутся переговоры с западными партнерами о снижении своих требований к российским компаниям по взаимным расчетам по роумингу. Это потребует больших усилий, но тоже может быть сделано. В любом случае, работа должна быть продолжена, потому что роуминг является дорогим продуктом в России и во внероссийских расчетах.