Политика: анализ текущих событий
Одним из ключевых направлений внутренней политики в нынешнем году безусловно станет борьба с коррупцией. Эта тема не просто на слуху, коррупция фактически стала чуть ли не основным, системным тормозом развития России. Тем более, 2011-й — год главных выборов (в Госдуму РФ и, по сути, президентских весной 2012-го). И успехи на фронтах борьбы с коррупцией — едва ли не краеугольные ожидания большинства россиян. Не случайно Дмитрий Медведев сразу после общероссийских новогодних каникул сделал тему борьбы с коррупцией основной в ряде своих выступлений.
13 января состоялось заседание Совета по противодействию коррупции. По его итогам Дмитрий Медведев дал ряд поручений. Цитируем информацию, размещенную на сайте президента РФ:
«Ю. Я. Чайке. Проведите совместно с подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов (соответствующими должностными лицами этих служб) с привлечением ФНС России проверку исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части, касающейся представления государственными (муниципальными) служащими полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Особое внимание обратите на представление таких сведений сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащими, государственными гражданскими служащими органов здравоохранения и социальной защиты, лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лицами, замещающими должности глав муниципальных образований, муниципальные должности и должности муниципальной службы.
О результатах работы доложите к 15 апреля 2011 года.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов. Примите меры по активизации работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов (соответствующих должностных лиц этих служб) и по повышению эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.
По каждому случаю выявленного нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции применяйте к государственному (муниципальному) служащему предусмотренные законом меры, вплоть до увольнения со службы».
17 января Дмитрий Медведев провел встречу с председателями обеих палат Федерального Собрания, их заместителями, руководителями ключевых комитетов Совета Федерации и фракций Государственной Думы. Надо отметить — в таком формате подобных встреч у главы государства до этого не было, более того, как отметил президент РФ, такие встречи станут традиционными.
На этой встрече Дмитрий Медведев большое внимание уделил противодействию коррупции. По мнению президента РФ, следует обязательно принять законы о совершенствовании госуправления в области противодействия коррупции и об установлении особой ответственности за целый ряд правонарушений. «Имею в виду и ответственность за квалифицированные формы взятки, включая ответственность в форме штрафа», — пояснил Медведев.
«Это абсолютная новелла для российского законодательства, — подчеркнул глава государства. — На мой взгляд, интересная новелла. Если парламент её поддержит (я на это рассчитываю), то, надеюсь, это определённый смысл будет иметь и принесёт определённую пользу. А также об ответственности за создание так называемых фирм-однодневок. Правительство обязалось внести соответствующий законопроект до 1 февраля. Это тоже, как мне кажется, важно сделать именно сейчас».
По мнению президента РФ, крайне важно анализировать информацию, поступающую от избирателей о фактах коррупции. «Надеюсь, что депутаты, члены Совета Федерации будут использовать свой статус и свои права для того, чтобы всеми возможными силами противодействовать коррупции в нашей стране, — сказал Дмитрий Медведев. — Тем более что мы с вами понимаем — это явление, к сожалению, носит универсальный характер, затрагивает не только государственных служащих, затрагивает и депутатов тоже».
Наконец, 21 января президент РФ общался с членами Общественной палаты РФ. И снова речь зашла о борьбе с коррупцией. Дмитрий Медведев, в частности, напомнил главным общественникам страны о своем предложении, сделанном на заседании Совета по противодействию коррупции, — чтобы Общественная палата РФ ежегодно готовила свой доклад об эффективности антикоррупционной работы. «С учётом масштабов коррупции, нет сомнений, работы у вас будет предостаточно, и эта работа будет достаточно продолжительной», — подчеркнул президент РФ.
Он обратил внимание еще на одну тему, связанную с коррупцией, — публичный контроль за доходами госслужащих. «Во всём мире это научились делать, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Нам тоже нужно этим заниматься и по государственной линии, о чём я дал соответствующее поручение государственным структурам, и по линии общественных организаций, общественных структур».
На этой же встрече Медведев в своем выступлении коснулся и состояния судебной системы в стране. Он, в частности, сказал:
«Судьи — это не замкнутая корпорация. Мы что, не знаем, что судьи взятки берут? Берут. Кого проще поймать за руку — милиционера или судью? Конечно, милиционера, следователя, прокурора, государственного гражданского служащего. Судью пойдите поймайте! Корпоративная закрытость полная. Мы сами когда-то за это боролись, потому что советские судьи не обладали ни одним из необходимых иммунитетов. Но мы создали железобетонную корпорацию. И, к сожалению, эта корпорация не способна до полной степени к самоочищению. Если бы она могла сама изгонять тех, кто нарушил закон, то, может быть, это было бы нормально, но, к сожалению, она сегодня это делать не может. Поэтому я хотел бы вас проинформировать. Я продумаю механизмы, позволяющие корректными, конституционными способами контролировать ситуацию внутри судебной корпорации».
Если резюмировать все сказанное президентом РФ о борьбе с коррупцией, можно отметить: Дмитрий Медведев видит повышение эффективности противодействия коррупции в сочетании законодательных мер и активного общественного контроля. Несколько заинтриговал президент РФ, говоря о способах контроля за деятельностью судов. Пока не очень понятно, какими окажутся «механизмы, позволяющие корректными, конституционными способами контролировать ситуацию внутри судебной корпорации».
Но в целом ясно одно — и с учетом новых предложений Дмитрия Медведева борьба с коррупцией в России не оправдает ожиданий той части общества (а она, эта часть, с каждым годом только увеличивается), которая ждет от государства радикальных мер в противодействии прежде всего коррупционерам от власти. Хотя очевидно и другое: масштабы громких «посадок» по коррупционным делам чиновников разного уровня в нынешнем году возрастут (год-то что ни на есть самый «выборный»), что в какой-то мере ответит электоральным ожиданиям.
Между тем, пока Дмитрий Медведев обсуждал на высшем уровне тему борьбы с коррупцией, в нашем регионе случились очередные коррупционные скандалы. Один из них насколько весьма показательный, настолько и удивительный.
О том, что в Волгограде арестован помощник главного федерального инспектора по Волгоградской области аппарата полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе, сообщили практически все местные СМИ. Федор Рогов был задержан в собственном кабинете после передачи ему предпринимателем полутора миллионов рублей. В такую сумму Рогов оценил свое «содействие» в обеспечении принятия судом надзорной инстанции положительного решения для предпринимателя по гражданскому делу.
В общем-то, стандартная схема. Удивительно тут другое. Сотрудники УФСБ России по Волгоградской области совместно с УБЭП ГУВД кроме документов изъяли у Рогова и автомобиль «Лексус-370», незаконно оборудованный спецсигналами, и — внимание — с поддельным пропуском транспортного средства аппарата президента РФ и подложными госномерами Р 001 ММ. Наверное, уж очень хотелось Федору Рогову быть «элитой».
На самом деле его должность в чиновничьей иерархии малозначительна, а с учетом неуклонного падения авторитета (и возможностей соответственно) института полномочных представителей президента РФ вообще минимальна. Правда, Рогов занимает свой скромный пост давно, возможно, успел «обрасти» полезными связями. Во всяком случае, очевидно — он в выявленной коррупционной схеме не более чем посредник, за ним стоит кто-то явно более влиятельный для принятия нужных судебных решений (кстати, хорошая иллюстрация вышеприведенных слов Дмитрия Медведева о состоянии судебной корпорации). И большой вопрос — а будет ли выведен на чистую воду подлинный организатор коррупционной схемы, при реализации которой поймали Рогова.
В отличии от гражданского общества, о котором так много говорится, корпорация российских чиновников вполне сложилась, она монолитна и вряд ли добровольно расстанется со своими «привилегиями», добытыми «непосильным трудом».
На днях в местной вкладке газеты «Известия» вышла очередная статья известного волгоградского журналиста Александра Тюгаева, посвященная расследованию некоторых обстоятельств создания национального патриотического центра «Победа». Не последнюю роль в этом, по мнению А. Тюгаева, играет Булат Столяров — директор Института региональной политики и создатель консалтинговой компании «IRP Group», которая, как пишет журналист, и оказалась разработчиком проекта НЦ «Победа» по контракту с обладминистрацией ценой в восемь миллионов рублей. Как пишет Тюгаев, в апреле прошлого года руководитель IRP Group публично высказал свое мнение о проблемах коррупции в России. Произошло это после заседания Совета по противодействию коррупции при президенте РФ. И вот что он сказал (цитируем статью в «Известиях»):
«Ситуация в России не настолько хороша, чтобы заниматься борьбой с коррупцией. По сравнению с кошмарным качеством государственного аппарата искоренение коррупции — задача третьего, четвертого или даже пятого уровня. Если при нынешнем качестве государственного аппарата мы всерьез попытаемся бороться с коррупцией, то остановим вообще все процессы, которые идут в этом государственном аппарате. Коррупция является способом хоть что-нибудь делать в ситуации абсолютно неработающей системы и неработающих институтов. Если эта формула верна (а я убежден, что она верна), то, начав бороться с коррупцией прежде наведения порядка относительно государственных функций и институтов и прежде, чем мы добьемся дееспособности государственного аппарата, мы уничтожим последний способ хоть что-то делать осмысленное в этой стране. Я говорю без шуток и цинизма. Те государственные проекты, в которых люди попробовали бороться с коррупцией, ничего не сделав для обеспечения жизнеспособности государственной машины, сейчас находятся в глубочайшей депрессии. Надо выбирать: либо борьба с коррупцией, либо работа. Работа без коррупции у нас пока существовать не может».
…Когда-то Александр Радищев к своему знаменитому «Путешествию из Петербурга в Москву» дал не менее знаменитый эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Что именно у Радищева названо чудищем — остаётся неясным до сих пор, хотя большинство исследователей (особенно советского периода) видят в нём «русское самодержавие и крепостничество». Но в нашей действительности этот эпиграф вполне адекватно может служить определением российской коррупции. На борьбу с «чудищами», как известно, наши далекие предки выставляли авангард — богатырей. В реалиях наших дней, похоже, роль богатырей придется выполнять всему обществу.