В конгресс-холле гостиницы «Волгоград» состоялось расширенное заседание Клуба экспертов Нижнего Поволжья, посвященное выборам депутатов городских Дум Волгограда, Волжского и Камышина. В заседании Клуба приняли участие представители волгоградских отделений политических партий, общественных организаций и экспертного сообщества, журналисты...
Тема: «Выборы депутатов городских Дум Волгограда, Волжского и Камышина в сентябре 2018 года: вероятные сценарии, возможные электоральные стратегии и итоги».
Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук.
Муниципальные выборы-2018: поиск «неизвестных героев» и борьба за доверие избирателей
Осенью 2018 года в Волгограде, Волжском и Камышине будут избраны новые городские Думы. Эти органы играют особую роль в системе муниципальной власти региона: именно в трех крупнейших городах области сосредоточена основная масса населения. В них локализованы основные социальные и инфраструктурные проблемы, беспокоящие граждан, равно как и ресурсы для их разрешения. Интригой этого тура муниципальных выборов станет влияние на них весенней президентской кампании.
Смогут ли летние заботы и радости изменить повестку дня и настроения общественного мнения? Смогут ли региональные элиты и лидеры мобилизовать электоральные ресурсы, обеспечить посредством наблюдателей и СМИ прозрачность избирательных процедур и тем самым доверие к полученным результатам. Наконец, смогут ли сами результаты выборов убедить избирателей в легитимности новых депутатов и органов власти в целом.
Начавшийся 2018 год сделал центром внимания заявления, решения и действия федеральных властей. Однако целый ряд обстоятельств - проведение Чемпионата мира по футболу в ряде региональных центров, сбор урожая, организация летнего отдыха детей, обеспечение безопасности в местах отдыха и развлечений, - привлекут внимание СМИ и общественности к решениям и действиям губернаторов, мэров, региональных и муниципальных чиновников, а также к депутатам, призванным планировать расходы и контролировать исполнительную власть.
Таким образом, даже если не учитывать динамику экономической ситуации в стране и возможные форс-мажорные обстоятельства, к осени 2018 года сформируются обновленная повестка дня и новое поле социальных проблем, которыми могут воспользоваться кандидаты в депутаты и поддерживающие их структуры.
Вместе с тем, перед участниками муниципальных выборов стоит сложная проблема: высокая активность избирателей на президентских выборах в немалой мере была обусловлена достаточно ясным, хотя во многом и иллюзорным, представлением граждан о той роли, которую играет избираемое лицо. А вот о том, каковы реальные функции и возможности городских Дум и заседающих в них депутатов, граждане имеют весьма смутное представление. К тому же особенности финансового менеджмента в российских регионах таковы, что реальными распорядителями средств являются не мэры городов, а губернаторы. Волгоградские СМИ немало преуспели в том, чтобы убедить граждан в главной роли Андрея Бочарова в решении проблем областного центра.
История Волгоградской городской Думы знала период депутатов-бюджетников, которые не столько оптимизировали развитие городской социальной сферы, сколько чутко и весьма не бескорыстно реагировали на просьбы мэра города. Был и период депутатов-бизнесменов, благосостояние которых, по мнению обывателей, исключало стяжательство. Однако и в этом случае не удалось избежать коррупционной составляющей, связанной с лоббированием частных интересов. Сегодня даже представители «Единой России» признают, что эта практика должна быть прекращена и единственный надежно действующий ресурс депутата – авторитет и доверие среди избирателей.
Но где механизм отбора и критерий электоральной поддержки? На этом вопрос в волгоградской региональной политике сегодня есть несколько возможных вариантов ответа. «Единая Россия» уже не в первый раз использует процедуру предварительного голосования (прймериз). В нынешнем году в них могут участвовать даже члены других партий. Возможно, более надежные гарантии избрания и авторитет партии власти окажутся привлекательными для некоторых претендентов на депутатское кресло. Однако успех у корпорации активистов и сочувствующих единороссам, принимающей участие в отборе кандидатов еще не означает умения находить общий язык с избирателями.
Второй вариант ответа также не отличается новизной. Это критическая риторика и обличения власти со стороны оппозиционных партий как представленных в региональных представительных органах, так и олицетворяющих «настоящую», внепарламентскую оппозицию. Но усталость избирателей и привычка к критике власти на фоне полной беспомощности большинства представителей оппозиции в решении банальных коммунальных проблем граждан не дают им особых шансов на успех.
Третий вариант ответа – попытка создать «единый фронт» непарламентской оппозиции и провести своих кандидатов, найдя слабые места в позициях конкурентов, - обещает нам наибольшую интригу. Она связана с ответом на вопрос: смогут ли оппозиционеры поступиться личными амбициями и объединить разные группы своих сторонников и традиционных критиков власти. Попытка создания политических союзов в нашем регионе пока не привела к реальным успехам: ОНФ фактически отказался от самостоятельного участия в выборах, альтернативный коммунистам «Левый фронт», заявивший о себе в столице и некоторых регионах России, в городе-герое на Волге пока не замечен. Будет ли открыт в Волгоградской области «третий фронт», и каким он будет – экологическим, антикоррупционным, коммунальным?
Наконец, вполне возможен и четвертый вари ант ответа на вопрос о критериях электоральной поддержки участников волгоградских муниципальных выборов – выдвижение «свободных» и «самостоятельных» кандидатов из числа гражданских активистов, проверенных в боях с местной бюрократией. Именно здесь можно ожидать использования оригинальных находок и тактических приемов, эпатирующих пассивное большинство, «заводящих» молодежь, пенсионеров и бюджетников.
Как видим, минимум два из рассмотренных четырех вариантов отбора кандидатов могут придать муниципальной избирательной кампании 2018 года собственное лицо. Но очевидно и другое: это лицо невозможно без личностей, способных привлечь к себе внимание волгоградцев живым, неформальным общением, убедительным интересом к проблемам конкретных людей и территорий, умением представлять и отстаивать не только свои личные или групповые, но и общественные интересы. С этим в региональной политике всегда дело обстояло не лучшим образом. Единороссы и коммунисты в большинстве своем предсказуемы для избирателей, а потому однообразны и скучны. Эсеры и жириновцы вынуждены совместить поиски кандидатов с поиском партийных лидеров и решением внутрипартийных проблем.
«Несистемная оппозиция» либо погрязла в идейных разногласиях, либо считает себя непонятой и недооцененной... Так что пока и партийные функционеры и политтехнологи должны искать «неизвестных героев» будущих муниципальных выборов, способных, как в марте 2018-го, сказать своим избирателям: «Мы с вами – одна команда!».
Ольга Устинова, социолог
Волгоградские избиратели не знают, зачем нужна городская Дума
Участники предстоящих выборов в Волгоградскую городскую Думу столкнутся с главной проблемой – низкой явкой. При этом она может быть на порядок ниже предыдущего показателя (не выше 20%), когда на избирательные участки пришла только четверть волгоградцев. Основная причина низкого уровня интереса к предстоящему событию – не столько утрата доверия к местному самоуправлению, сколько отсутствие рефлексии относительно значимости этих органов.
Можно говорить о завершении выстраивания жесткой вертикали власти, когда ответственность за положение дел в муниципалитете возлагается на федеральный и отчасти региональный уровень. Как показывают социологические исследования, жители Волгограда не разделяют функционал городской и областной властей и менее всего погружены в детали работы представительных органов.
Реформа органов местного самоуправления (МСУ) произвела в головах горожан путаницу о зонах ответственности за те или иные вопросы, оставив единственный вывод: «никто ни за что не отвечает, так зачем их всех кормить».
Очевидно, чтобы возродить полноценную систему муниципальных выборов, необходимо провести серьезную разъяснительную работу с населением и вернуть институт мэрства.
По мнению большинства респондентов, депутаты Волгоградской гордумы обязаны оказывать различного вида помощь населению, осуществляя так называемую «тактику малых дел»: материальную, консультационную, юридическую и т.д. То есть работа по позиционированию органов местного самоуправления (в том числе и депутатского корпуса) проводится явно недостаточно. Отчасти это вызвано своеобразной информационной политикой, которая концентрирует внимание населения на достижениях губернатора и его команды, обходя все остальные структуры. Не будем при этом забывать, что именно телевидение остается основным каналом коммуникации на сегодняшний день.
Проблема предстоящих выборов заключается еще и в том, что жители отмечают низкий уровень результативности работы депутатов о своим избирательным округам. Среди наиболее известных и значимых для горожан депутатов, реально оказывающих помощь на местах, как правило, называют Алексея Волоцкого и Дмитрия Крылова. К слову, именно они получили большинство голосов на прошлых выборах. Остальные же народные избранники, по мнению участников различных социологических опросов, либо занимаются отписками, либо вообще не ведут личных приемов, перекладывая встречи с людьми и ответственность за их результат на своих помощников. Такая заметная дистанцированность вкупе с демонстрацией депутатами своей элитарности вызывает у избирателей лишь раздражение и нежелание участвовать в «очередном цирке под названием выборы».
Еще одной серьезной волгоградской проблемой является отсутствие интересной (прежде всего, избирателям) политической жизни в городе. В Волгограде нет своего Олега Шеина (как в Астрахани) или Евгения Ройзмана (как в Екатеринбурге), способных постоянно и успешно провоцировать местные власти, инициировать обсуждение злободневных тем, сталкивать оппозиционные течения и взгляды. В Волгограде нет политической фигуры, которая бы отвечала запросу на демонстрацию близости к народу - его проблемам, стилю жизни, доступности и скромности.
В результате, кандидаты в депутаты превращаются в единый образ некоего усредненного соискателя мандата, обладающего условным набором характеристик, сливающихся
в общий вывод: «какая разница за кого голосовать, они все похожи». Конечно, обновление депутатского корпуса Волгоградской городской Думы – неплохой вариант для появления новых лиц в политической жизни муниципалитета, но насколько он возможен в условиях жесткой вертикали власти, пока не понятно.
Идеологическое поле политических партий сегодня также слабо фрагментировано, что заставляет избирателя голосовать по привычке, то есть по аналогии с выборами в Госдуму. Стоит говорить о голосовании на уровне восприятия федеральных лидеров, а не местных представителей общественно-политических организаций. Условно, мы услышим такое объяснение, как «я проголосовал за Иванова, потому что Зюганов выступает за национализацию природных ресурсов». Вкупе с низким уровнем известности претендентов на места в муниципальных представительных собраниях в итоге мы получим в сентябре 2018 года на уровне муниципалитетов примерно эквивалентный расклад представительства партий в Госдуме, независимо от личных достижений и добродетелей конкретных кандидатов.
Леонид Смелов, главный редактор информационного портала «ИНФОКАМ», представитель Клуба экспертов Нижнего Поволжья в г. Камышине
«Единая Россия» намерена укрепить и без того сильные позиции в Камышинской городской Думе
Предстоящие выборы в Камышинскую городскую Думы не обещают сенсации. Причина тому - стабильность, с которой одни и те же депутаты переходит из гордумы прошлого созыва в гордуму нового созыва. Из 25 народных избранников, составляющих Камышинскую городскую Думу, 13 заседали на своих местах два последних созыва.
Сегодня партию «Единая Россия» в Камышинской городской Думе представляют 7 депутатов. Однако в партийную фракцию гордумы входят 17 человек, что позволяет партии власти без труда принимать любые решения - в том числе те, которые являются, как минимум, спорными и в силу разных причин (как правило, социального плана) вызывают самое широкое обсуждение в СМИ, социальных сетях и на лавочках у подъездов.
Традиционно в Камышинской гордуме сильны позиции «Справедливой России» - партии, которая, в отличие от многих городов области и региона, занимает второе место по численности в местном представительном собрании. Представляет партию один депутат - он же лидер местного отделения СР. Однако фракция объединяет три человека (четвертый депутат, избранный от СР, значится как независимый). Для сравнения: от партий-«тяжеловесов» - КПРФ и ЛДПР - в Камышинской городской Думе заседают лишь по два депутата.
Таким образом, даже при принятии самых болезненных для камышинского городского сообщества постановлений против голосуют не более 3-4 депутатов-оппонентов. Как итог работы гордумы: 100-процентное принятие решений, которые выносит на рассмотрение народных избранников городская администрация. Конечно же, время от времени слышны «громкие» реплики с мест и даже выступления с критикой... Но итог голосования всегда один: постановление принимается большинством голосов. Поэтому политическая жизнь в бывшем уездном городе Камышине, как в известной романе Ильфа и Петрова, «тишайшая».
Впрочем, за полгода до очередных выборов начинаются переговоры и, образно говоря, «политическая возня». Из коридоров власти уже сообщили о твердом намерении партии власти усилить позиции в Камышинской городской Думе. Правда, при этом даже сторонники партии в кулуарах задаются вопросом, насколько целесообразен будет подобный подход?
Экономическая и хозяйственная жизнь Камышина не радует свершениями, а скорее, огорчает стагнацией и перманентным ухудшением городской инфраструктуры: изношены более 80% инженерных коммуникаций, столько же дорог официально признаны «требующими капитального ремонта». Муниципальный долг несколько лет подряд держится на уровне 180 млн рублей, а 72% бюджетных средств уходят на зарплату муниципальных работников и коммуналку муниципальных учреждений и предприятий. Планировать серьезные положительные сдвиги на оставшиеся 28% «капиталов» городской казны вряд ли возможно.
Вследствие выше сказанного, резонно звучит вопрос: насколько необходимо за все это отвечать лишь одной партии, которая к тому же заявляет о намерении укрепить позиции в местном представительном собрании? Может, оставить все, как есть, и не заниматься достижениями ради достижений? Ни богатства выбора, ни альтернативы ведь и так нет...
Тем не менее, интрига в будущих выборах в Камышинскую городскую Думу сохраняется. Связана она, как ни странно, с молодым поколением, которое традиционно считают политически индифферентным. Но поколение подросло, проявило себя в общественных движениях и различного рода социальных некоммерческих организациях, выиграло гранты в поддержку своих проектов, реализовало проекты... Эти люди хотят изменений, и именно к ним обратились различные политические партии.
Краеугольный вопрос дня: проявят ли смелость и найдут ли в себе силы повзрослевшие и «оперившиеся» камышане шагнуть в большую политику? Если они сделают это, то итог выборов станет куда менее предсказуем, чем это видится из высоких кабинетов городской администрации.
Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья
Муниципальные выборы-2018 в Волгоградской области: оценки и прогнозы
Политический обозреватель Ефим Шустерман в ходе дискуссии заметил, что выборы городских депутатов в областном центре будут проходить в период социально-экономического кризиса, а также кризиса доверия избирателей к органам муниципальной власти.
По его мнению, самочувствие горожан могли бы улучшить прямые выборы мэра Волгограда, однако их возвращение невозможно:
«Прямых выборов мэра не будет в ближайшие 10 лет. Не только в регионе, но и в стране в целом меняется система местного самоуправления, в связи с чем будет скоро ликвидирована и должность сити-менеджера, а все полномочия сосредоточатся в руках мэра, который будет выбираться не всеми жителями, а только депутатами гордумы».
По словам Ефима Шустермана, одними из главных проблем муниципальных представительных органов являются «слабое представительство в них различных партий и невозможность пробиться во власть молодежи»:
«Именно на местном уровне должна развиваться многопартийность, но там сегодня мы видим засилье представителей одной партии. Мы не выращиваем политический молодняк, не даем ходу ему. Как результат – продолжающаяся деградация системы местного самоуправления».
Говоря о проблемной повестке предстоящих выборов, Ефим Шустерман скаал, что «она будет диктоваться общественными движениями, такими, как экологические союзы или группы активистов, выступающие против плохих дорог».
Экс-мэр Волгограда, руководитель регионального отделения «Деловой России» Юрий Чехов заявил, что не только является сторонником прямых выборов главы города, но и выступает за сильный городской парламент:
«Я не вижу ничего страшного, если в городскую Думу пройдет много представителей оппозиционных партий и даже в том, если она будет в основном оппозиционной. При мне коммунисты доминировали в горсовете, с ними было непросто, иногда мы по три дня вели дискуссии, но в итоге приходили к консенсусу, и все это шло на пользу городу».
«Сегодня в обществе исчезла дискуссия, – констатировал Юрий Чехов. – Мы успешно отстроили вертикаль власти в стране, но в итоге у нас исчезли площадки для обмена мнениями».
По мнению экс-мэра, депутаты новой Волгоградской гордумы должны играть роль здоровой оппозиции: «Депутат должен иметь свое лицо, свой взгляд на проблемы, а не просто нажимать кнопки для голосования».
Отвечая на вопрос, планирует ли волгоградское бизнес-сообщество принять участие в сентябрьских выборов, Юрий Чехов признал что «пока никто из членов «Деловой России» не хочет идти во власть»: «Но мы готовы способствовать самостоятельности депутатского корпуса.
Бизнесу нужен предсказуемый в части правил игры временной лаг в 5-6 лет, чтобы можно было спокойно работать».
Депутат Волгоградской областной Думы единоросс Владимир Ефимов заявил, что партию власти так же, как и всех горожан, волнует качественный состав нового депутатского корпуса: «Мы заинтересованы в том, чтобы в гордумы Волгограда, Волжского и Камышина пришли эффективные и честные депутаты, которые бы не пытались строить бизнес за счет муниципальных ресурсов. Поэтому сегодня, в том числе и через процедуру предварительного голосования, мы ищем новые фигуры».
По словам Владимира Ефимова, повестку дня сентябрьских выборов в органы местного самоуправления будет определять исключительно местная проблематика.
Руководитель областного отделения «Справедливой России», депутат областной Думы Дмитрий Калашников заметил, что «есть определенное лукавство, что мы проводим выборы в городскую Думу по смешанной системе»: «Нужно дать возможность горожанам голосовать за конкретных людей, чтобы потом можно было с них спрашивать».
По словам Дмитрия Калашникова, необходимо принципиально изменить технологию работы депутата: «Депутат должен приходить на работу каждый день, а не тогда, когда у него есть на это время. Должно стать повседневной практикой решение просьб избирателей в течение одного дня – всегда можно выделить такие проблемы, которые не требуют долгих согласований или больших ресурсов, но которые очень важны для конкретных людей». Говоря о политических целях СР на сентябрьских муниципальных выборах, Дмитрий Калашников сказал, что «наша задача – сформировать свои фракции во всех трех городских Думах»:
«Если по итогам предстоящих выборов не появится критикующе-предлагающего муниципального депутатского корпуса, то депутаты будут заслуживать того отношения народа, которое есть на сегодняшний день».
Гражданский активист Алексей Ульянов заметил, что «в сегодняшних условиях независимому кандидату пройти в гордуму невозможно, даже если он имеет высокую популярность и сеть сторонников»: «Если тебя не согласовала исполнительная власть – в Думу не пройдешь». По словам Алексея Ульянова, городскому депутатскому корпусу нужно переходить на режим более качественных и быстрых решений, иначе его существование становится бессмысленным: «Уже сегодня зачастую при решении местных проблем муниципальных депутатов начинают подменять депутаты регионального Заксобрания».
Представитель «Яблока» Александр Ефимов заявил, что его партия намерена выдвинуть своих кандидатов по всем округам на выборах депутатов гордумы Волжского – второго по величине города области: «Мы будем идти исключительно по местной повестке, фамилию Путина мы не произнесем ни разу. Мы будем говорить о проблеме снижения доходов населения, о проблемах здравоохранения, о проблемах экологии, которые очень остро стоят в Волжском».
По словам Александра Ефимова, на сентябрьских выборах будет низкая явка избирателей: «Но мы надеемся перебороть все бойкоты и планируем договориться с другими оппозиционными кандидатами о создании единой коалиции». Говоря о возможных союзниках в ходе выборов, представитель «Яблока» заметил, что «на поддержку бизнеса мы пока не рассчитываем, но надеемся, что налоговая инспекция и другие органы власти нам в этом помогут, додавят бизнес и он станет поддерживать нас»: «Мы уже начали прирастать бывшими бизнесменами, теми, кто еще 5-6 лет назад поддерживал власть, но теперь они потеряли бизнес и пришли к нам».
«Сегодня в стране идет конкуренция за людей, за профессионалов и просто талантливых, энергичных людей, и мы эту конкуренцию проигрываем Москве», – сказал пред ставитель ПАРНАСа Игорь Конотопов. По его мнению, эта проблема должна прозвучать на сентябрьских выборах, хотя лично он и не видит смысла для оппозиции участвовать в выборах депутатов Волгоградской гордумы из-за угрозы «сильных подтасовок».
Судя по словам представителя регионального отделения партии «Родина» Андрея Прошакова, их кандидаты собираются идти на местные выборы с темами развития региональной и «малой» экономики, а также поддержки сельхозпроизводителей: «Мы не выполнили до сих пор указ президента о доступном и качественном питании. И эта проблема касается не только селян, но и горожан». Принципиальное отличие позиции «родинцев» от оппозиции единороссов в этом вопросе, по словам Андрея Прошакова, заключается в том, что если партия власти делает крен в пользу крупных агрохолдингов, то «Родина» намерена защищать интересы рядовых фермеров.
Руководитель регионального штаба Алексея Навального, представитель областного отделения незарегистрированной партии «Рабочее название» Алексей Волков заметил, что особенностью волгоградцев является политическая пассивность, уверенность в том что «все за нас уже решено»: «Несмотря на эти сложности, надо возвращать реальные полномочия муниципальному депутатскому корпусу, необходимо политическое давление на исполнительную власть». По мнению Алексея Волкова, на сентябрьских выборах оппозиционным силам в регионе «нужно идти широким фронтом, добиваясь успеха, а не просто ради участия»: «Провести одного-двух депутатов от оппозиции недостаточно. Только получив половину мест в городских собраниях можно влиять на власть».
В пользу расширения пространства политической конкуренции на выборах в городские Думы Волгограда, Волжского и Камышина высказалась главный редактор ведущего регионального телеканала «Волгоград 1» Марина Зинченко:
«Чтобы городские собрания были более самостоятельными, в новом составе депутатов должно быть больше представителей оппозиции».
По мнению политического обозревателя Ярослава Малых, решить эту задачу будет не просто, так как оппозиция не занимается подготовкой собственного кадрового резерва: «Как бы ни относиться к партии власти, но она создала систему подготовки кадров, и это ее преимущество. Можно поставить вопрос о качестве этих людей, без брака в любой работе не обойтись, но, тем не менее, кадровая работа единороссами ведется давно и методично. Другие партии в этом направлении практически не работают».
Политический эксперт Евгений Калинин выразил сомнение, что сентябрьские выборы будут конкурентными: «Просто реальной конкуренции «Единой России» сегодня в регионе составить некому. Даже если оппозиционные силы смогут реализовать хотя бы половину того, что задумали, им вряд ли удастся лишить единороссов доминирующих позиций в городских Думах».
В ходе заседания круглого стола прозвучало предложение создать в Волгограде городской комитет по национальной и миграционной политике. Сегодня в миллионом городе, расположенном в центре миграционных потоков, в котором проживают тысячи представителей разных национальностей, национальной политикой занимается всего один чиновник.