Сегодня, 6 июня, в Камышине сделал остановку трехпалубный красавец-теплоход «Александр Невский».
Пролетело 10 лет с тех пор, как в новом тысячелетии во исполнение программы по развитию туризма в Волгоградской области, «Невский» впервые бросил якорь в бухте реки Камышинки.
Помнишь, как начиналось?
24 мая 2008 года теплоход остановился в камышинском речпорту, а туристов перевезли на другой берег — к Парку Победы, где была установлена временная пристань, на «Омиках» (тогда в городе было три «Омика»). С корабля на... бал сошли заместитель губернатора региона Павел Чумаков, глава города Александр Чунаков, предприниматель Анатолий Ярмолович, куратор развития речного туризма в городе Валентин Вчерашний, многочисленные журналисты и многие-многие другие.
Администрация Камышина в официальном пресс-релизе сообщала:
«Сделать Камышин туристическим центром мечтали многие его руководители. Теперь эта мечта обретает реальность. Комитет по физкультуре, спорту и туризму Администрации города, природный парк «Щербаковский» совместно с областной Администрацией, областным Комитетом охраны природы с участием турфирмы «Круиз» и камышинского предпринимателя Анатолия Ярмоловича разработали и организовали круизный маршрут выходного дня «Волжские просторы» на теплоходе «Александр Невский»...
Александр Чунаков гостеприимно встретил официальных персон и туристов. Традиционные хлеб-соль, возложение цветов. Короткое общение с городским руководством, и путешественники отправляются дальше....».
До этого момента пассажирские теплоходы в Камышин не заходили 16 лет.
Что имеем спустя 10 лет?
Сегодня, как и 10 лет назад, турфирму «Круиз», которой принадлежит теплоход, возглавляет Алексей Растегаев, а за штурвалом находится капитан Виктор Чеховских. Только в городе произошла масса событий, о которых они практически ничего не знали. 10 лет назад во время торжественной встречи Алексей Растегаев говорил о начале большого пути и среди всеобщей радости указывал на необходимость начинать большую работу. Об этом же говорил камышинский предприниматель Анатолий Ярмолович.
И работа началась... Рассказывать о ней можно долго, а написано по поводу произошедшего уже столько, что хватит на небольшой роман. Пожалуй, криминального содержания. Анатолий Ярмолович работал: в соответствии с соглашением с администрацией города он выкупил дебаркадер-45 и, вложив него десятки миллионов рублей, построил плавучую пристань.
В 2011 году плавучая пристань, как и было оговорено в соглашении с администрацией, была установлена около Парка Победы. В 2014 году к ней пришвартовался первый (и теперь уже известно, что последний) теплоход «Башкортостан». Затем начались долгие разбирательства — жесткая переписка с контролирующими инстанциями, судебные тяжбы...
Любопытно, что дебаркадер-пристань являлся лишь частью масштабного проекта, который задумывался администрацией Камышина за средства фирмы «Юг». Планировалось, к примеру, создание нового пляжа: золотой песок и другие удобства для отдыха на реке должны были появиться там, где сейчас есть клочок земли, названный пляжем «Центральный».
В 2015 году с плавучей пристанью произошло несколько ЧП. Сначала она дважды подверглась нападению подростков-вандалов, из-за чего пострадала внутренняя отделка (были выбиты двери, содрана декоративная облицовка стен и проч.). Потом пристань была унесена стихией к Бородинскому мосту, хотя несколько лет стояла на месте, закрепленная двумя стальными швартовочными тросами, железными трубами и страховочными тросами.
Наконец, уплывший дебаркадер был сожжен. Факт поджога установили компетентные органы. Однако по всем трем ЧП до сих пор вопросов больше, чем ответов.
Вспомним...
Сегодня теплоход встречала делегация представителей «Союза комсомольских поколений», которую представляли Валентин Вчерашний и Виктор Яковенко. Также на встречу приехала директор Камышинского историко-краеведческого музея Мария Иванова. Прибыл и Анатолий Ярмолович.
Общение выдалось трогательным, потому что воспоминания всегда возрождают самые теплые чувства. Вместе с тем, разговор коснулся и главного вопроса повестки дня: почему сегодня круизные теплоходы пристают к причальной стенке бывшего ХБК, перед кучами песка и металлолома, который хранится на территории речного порта.
По сути, гости города, которые должны увезти с собой лишь приятные воспоминания, сразу же попадают в достаточно нехорошее место. Многие из них пишут потом в интернете, путая «камышан» с «камышинцами»: «Сделайте пристань! У вас красивый город!».
Более того, некоторые турфирмы просто отказываются заходить в Камышин. Каждую зиму, перед началом «верстки» расписания навигации, они спрашивают: «Появлся в Камышине причал?». Когда слышат отрицательный ответ, то разводят руками: «Значит, проходим мимо...».
Получается, что спустя 10 лет перед городом таким же злободневным остался вопрос: «Куда причаливать теплоходам, чтобы в Камышине смог развиваться въездной речной туризм?».